Обособленные подразделения в ОСУ называются департаментами. Принцип департаментализации означает разделение, дробление ОСУ на отдельные департаменты. Подразделения или департаменты, отнесены к определенному уровню управления, имеют свои названия.
Зависимости от степени делегирования полномочий различают централизованные и децентрализованные организации.
Централизация и децентрализация - передача или делегирование ответственности за ключевые решения, а соответственно, и передача прав на нижние уровни управления организацией.
Централизованная организация. Все полномочия и ответственность с определенной функции сосредоточены в одном подразделении и является прерогативой руководителя этого подразделения.
Децентрализованная организация. Предусматривает делегирование полномочий на низшие уровни управления.
Тенденция к децентрализации в управлении обусловила переход от иерархических (пирамидальных) до плоских (горизонтальных) организационных структур. По иерархических структур процесс управления осуществляется по вертикальных уровнях, а за плоских - количество уровней управления сокращается, зато расширяется диапазон управления.
Централизация и децентрализация в организации
Если руководители нижнего и среднего звена могут принимать решения, касающиеся более одной функции, то организация, очевидно, является децентрализованной.
Преимущества централизации:
- Улучшает контроль и координацию функций, уменьшает количество ошибочных решений;
- Предотвращает рост отделов за счет других или организации в целом;
- Позволяет экономно и легче использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
К недостаткам централизации в управлении следует отнести: потери времени при
- Передачи информации;
- Оторванность лица, принимающего решения от проблемы.
Преимущества децентрализации:
- В управлении особо крупных организациях;
- Стимулирует инициативу, отождествляет личность с организацией;
- Обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей, потому что помогает молодым руководителям "расти" профессионально;
- Дает право принимать решения тому руководителю, который ближе к воз-никла проблемы и лучше других ее знает.