Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

На современном этапе развития общества глобализация проникает практически во все сферы общественной жизни: политическую, социально-экономическую, культурную, правовую. Анализ содержания и формы проявления

глобализационных процессов в государственно-правовой сфере показывает, что государство и право в этих условиях должны продемонстрировать свою жизнеспособность, которая проявляется в адекватном их реагировании на современные вызовы. Частичное ограничение суверенитета национального государства, его трансформация, изменение соотношения международного и национального права, формирование наднационального (транснационального) права, изменение предмета правового регулирования в рамках национального права, усиление влияния регионального права на национальное — это основные формы проявления глобализации в правовой сфере.

 

Тенденции и процессы, объединяющие различные страны и народы в единое мировое целое, называются глобализацией. Именно глобализация создает условия для формирования единого социального, политического, экономического и культурного пространства, что обусловливает формирование единого правового пространства. Она приводит к формированию глобальной социальной системы, в которой аккумулируются глобальные проблемы, связанные с формированием институциональных и нормативных механизмов, имеющих наднациональный характер.

 

Глобализационные процессы оказывают серьезное влияние и на такую важную сферу общественной жизни, как правосознание и правовая культура, в рамках национальных правовых систем. Правовая система выступает в качестве явления социально детерминируемого, что отражает ее социальную обусловленность. Функционирование правовой системы зависит от социальных факторов, отражающих духовную сферу общественной жизни: религии, традиций, культуры, а также от факторов, формирующих материальную сферу жизни, интересов и потребностей различных составляющих социальной структуры общества (классов, слоев и групп населения, индивидов).

 

Правовая система является емким и сложным явлением, в структуру которой входит целый ряд феноменов, отражающих правовую жизнь каждого общества. Глобализацион-ные процессы, способствуя укреплению и совершенствованию одних компонентов структуры правовой системы, могут оказать пагубное влияние на другие составляющие этой системы, в первую очередь национальную правовую культуру.

 

Восприятие глобализации довольно противоречиво, что проявляется и в разработке и описании общей модели глобализации, что мешает понять механизм действия фундаментальных закономерностей эволюции мирового сообщества как системы высшей сложности. Это противоречия привели к формированию антиглобалистского движения.

 

Как известно, право является нормативным отражением политических, идеологических, культурных, духовных, экономических и других особенностей общества. Правовые системы как явления, формирующие и функционирующие в рамках различных цивилизаций, отражают особенности, лежащие в их основе. Понятие «цивилизация» тесно связано с понятием культур во всем богатстве их взаимовлияния и взаимодействия. Размышляя над этим соотношением, О. Шпенглер оригинально определяет их как «греческую душу» и «римский интеллект», где соответственно культура имеет греческие корни, а цивилизация — римские [1, c. 164, 170]. Культура, по его мнению, определяется душой народа, который, выступая на исторической арене в качестве активного субъекта истории, создает оригинальные и значительные ценности в самых разных сферах социальной жизни. О. Шпенглер называет культурами определенные общественные образования с характерными для них особенностями. Каждая нация, по его мнению, наделяет людей своей идеей, своими страстями, своей жизнью, и все культуры «строго привязаны на протяжении своего существования» к тем странам, которые послужили основой для их возникновения [2].

 

Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества, базируется на её началах, является отражением уровня её развития. Обращение к истории развития общества даёт возможность выявить его особенности, отражённые в правовой культуре. Формирование правовой культуры не является обособленным от политической, моральной, эстетической культуры общества процессом, поскольку направлен на создание морально-правового климата в обществе, гарантирующего реальную свободу индивидуального поведения личности и осознание ею ответственности перед обществом, обеспечивающим её права и уважение её достоинства. Таким образом, национальная правовая культура имеет самобытный характер и, как и национальная правовая система, является достоянием различных обществ, формирующихся в рамках соответствующих цивилизационно-культурных традиций.

 

Данные размышления подводят к подтверждению того, что стандартизация и универсализация глобалистских идей, отраженных в неолиберальной идеологии, может привести к уничтожению национальных правовых культур, что, в свою очередь, не способствует эффективному функционированию национальных правовых систем, так как непосредственно зависит от состояния национальной правовой культуры.

 

Правовая культура находится в диалектическом соотношении с такими понятиями, как правовое сознание и правопонимание. Несмотря на существование плюрализма пра-вопонимания, в различных обществах в рамках различных правовых системах, доминирующим является тот или иной тип правопонимания. На основе такого критерия, как доминирующее правопонимание, можно условно выделить отдифференцированные и не-отдифференцированные правовые системы. В рамках данных типов правовых систем формируются соответствующие типы правовых культур. Они базируются на различных цивилизационных принципах и ценностях, принципиально отличающихся друг от друга. Если основой правовой культуры в рамках отдифференцированных правовых систем является концепция защиты прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и индивидуума, относительно самостоятельное существование права в сравнении с другими факторами социальной жизни, то для характеристики правовой культуры, сформированной в рамках неотдифференцированных правовых систем, основополагающими выступают защита коллективных интересов, приоритет обязанностей перед правами, зависимость функционирования правовой системы от других факторов социальной жизни, таких, как религия, традиции, нравственность, этика и др.

 

Единство религиозно-нравственных корней западного общества обусловливает общность их культур, хотя не исключает существования различий в их рамках. Однако они не являются принципиальными и не могут вызвать противостояния различных национальных правовых культур, относящихся к данному типу, т. е. глобализация не приводит к дифференциации национальных правовых культур, относящихся к западному типу.

 

Что касается правовых культур в рамках неотдифференцированных правовых систем, то в их основе лежат иные ценностные ориентиры. Воспроизводясь в правосознании, действующем праве и юридической практике, они обусловливают существенные различия не только между материальными, но и духовными составляющими правовых культур национальных обществ. В современных условиях данный тип правовых культур испытывает сильнейшее влияние западных правовых культур. Однако присущие им особенности не позволяют последним изменить их правоментальную основу.

 

Для успешной реализации глобализационных процессов принципиальное значение имеет отказ от «западоцентризма» и «европоцентризма» во всех сферах социальной жизни, особенно в отношении национальных правовых культур. Глобализационные проекты не должны превращаться в навязывание западных стандартов, в том числе в сфере национальной правовой культуры. Они обречены на успех только в случае учита национальных особенностей общества, в том числе в сфере культуры вообще и правовой культуры общества в частности.

 

Таким образом, проблема сохранения самобытности национальной правовой культуры в условиях глобализации является первоочередной задачей не только в рамках национального права, но и в международном и наднациональном праве. Объективный характер глобализационных процессов обусловливает поиск путей и средств устранения негативных последствий их воздействия на развитие правовых культур. Этого можно достичь путем признания и правового закрепления плюрализма правовых культур, что будет способствовать, в свою очередь, формированию гармоничного поликультурного международного сообщества, учитывающего специфику национальных правовых культур и обеспечивающего международное культурно-коммуникативное взаимоотношение.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии