Глобализационные процессы требуют детального изучения и научного обоснования. Основой глобализации является историческое развитие и научно-технический прогресс. До глобализация рассматривалась более
экономический процесс, однако отрицать влияние ее на другие сферы жизни общества, такие, как международное сотрудничество в сфере экологии, политики, социальной, культурной, правовой сфере, представляется необоснованным.
Глубокие преобразования, обусловленные глобализационными процессами, охватившими и правовую систему. Поэтому происходит изменение права как важного элемента жизнедеятельности общества. В зависимости от целей реформ, проводимых меняются и цели правового регулирования, что, в свою очередь, опосредствуют изменения в использовании средств их достижения.
Социальное регулирование вызвано необходимостью согласовать интересы индивидов и сообществ людей, а также общества в целом. При этом правовое регулирование рассматривается как одна из форм социального регулирования. Это особая и «теоретически насыщенная» категория, которая возглавляет специфический понятийный ряд (в нее входят такие понятия, как механизм правового регулирования, правовые средства, правовой режим и др..). Правовое регулирование, в отличие от других форм правового воздействия, всегда осуществляется посредством своего «инструментария», свойственного только его механизма, призванном юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя правовые нормы, в пределах определенных типов, «моделей» порядок общественных отношений.
Вопрос о правовые средства, с помощью которых могут достигаться цели правового регулирования, является решающим в определении его эффективности, поскольку разумно выбраны и проверены на практике средства - залог высокой производительности права. Именно поэтому без определения понятия «правовые средства» невозможно в полной мере исследовать проблему целей и эффективности правового воздействия. Понятие «правовые средства» позволяет обобщить все те явления (инструменты и процессы), которые призваны обеспечить достижение поставленных законодательством целей и задач. Главным в теоретическом обосновании правовых средств являются социальные задачи, которые они могут решать, а также где и в какой последовательности в практической правовой деятельности их можно использовать для достижения социально значимых результатов.
Как и много других юридических понятий, правовые средства сначала анализировались на отраслевом уровне - в сфере гражданского права, где рассматривались в качестве юридических способов решения субъектами соответствующих задач и достижения своих целей, но относить проблему правовых средств только в отраслевой нельзя, ведь это прежде общетеоретическая проблема.
Концептуальная разработка этого понятия в юридической науке была осуществлена на отраслевом уровне - в сфере гражданского права. Так, Б.И. Пугинский рассматривал правовые средства как юридические способы достижения субъектами своих целей (интересов) [3]. В современной теории права правовые средства определяются как институциональные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, выполняют роль его активных центров.
Правовые средства делятся на две основные группы: средства-установления и средства-деяния. При этом под средствами-установлениями следует понимать юридический инструментарий, закреплен в законодательных и других нормативно-правовых актах, а под средствами-деяниями - реализацию средств-установлений.
В философии категория «средство» включает как инструментарий, так и технологию его использования для получения поставленной цели. Средства достижения цели - это объективные предметы или действия, которые включены в структуру целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата [1, с. 134]. В политологии под средствами понимают не только политические нормы, ценности, декларации и другие средства-установки (инструменты), но и политические действия - забастовки, пикеты, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, восстания и другие политико-технологические процессы, позволяющие добиваться соответствующих целей [2, с. 43-44].
В контексте проблематики правовых средств обеспечения прав человека в эпоху глобализации необходимо отметить, что одной из важнейших форм обеспечения прав человека является их договорно-правовое закрепление. Так, международное сотрудничество государств в области прав человека происходит в следующих формах: создании единых универсальных стандартов их соблюдение; принятии на себя государствами-участниками международных договоренностей - обязательств придерживаться этих стандартов в рамках внутреннего правопорядка и создания специального механизма контроля за соблюдением принятых государствами обязательств.
В свою очередь, термин «средство» закреплен в международно-правовых и национальных нормативно-правовых актах. Например, в п. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено следующее положение: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется: а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве ... с) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются »[4]. В ч.3 ст.55 Конституции Украины закреплено, что каждый имеет право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина [5].
Установка договоренностей между государствами относительно норм и стандартов в сфере прав и свобод человека непосредственно не создают последних. Осуществления и воплощения в жизнь этих норм и стандартов является обязанностью государств-участников международных договоров о правах человека только в том случае, если путем ратификации государства обязались привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными нормами.
Таким образом, реализация прав человека осуществляется правовыми средствами, основанными на общепризнанном принципе уважения к правам человека. Обеспечение прав и свобод человека остается в основном внутренней компетенцией каждого государства и соответствующих норм ее Конституции. Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека осуществляется в том же порядке и теми органами государства, которые предусмотрены его конституционным законодательством.
Что касается разработки проблематики правовых средств обеспечения прав человека в Украине, то, несмотря на то, что законодатель использует этот термин, необходима их дальнейшая теоретическая разработка, способствовать совершенствованию механизма их реализации. В законодательстве Украины понятия «правовые средства», «правовые средства обеспечения прав человека» встречаются неоднократно. Так, в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. и обращении Верховной Рады Украины «К парламентам и народам мира» от 5 декабря 1991 г. отмечалось, что в семью цивилизованных стран желает войти новая, демократическое, правовое государство, которая ставит цель реально обеспечить права, свободы человека и гражданина и обязуется строго придерживаться общепризнанных принципов и норм международного права, международных стандартов в области прав и свобод человека. Принятие в 1995 г. Украина в Совет Европы существенно повлияло на дальнейшее развитие прав и свобод человека и гражданина в нашем государстве. Украина присоединилась к значительному количеству многосторонних европейских конвенций в области прав и свобод человека и взяла на себя конкретные обязательства по имплементации этих норм в национальное законодательство. Членство в Совете Европы также стимулировало процесс подготовки и принятия Конституции Украины. Последняя всесторонне гарантирует права и свободы, предусматривает механизм их обеспечения и охраны с помощью конституционно-правовых средств-гарантий прав и свобод. Вместе с национальными гарантиями Конституция Украины предусмотрела возможность использования и международно-правовых средств обеспечения прав человека. Определяющим шагом в этом направлении стала ратификация Украиной в 1997 г. Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. С тех пор граждане Украины получили возможность обращаться за защитой своих нарушенных прав в Европейский Суд по правам человека. Присоединившись в 1990 г. к Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Украина также признала компетенцию Комитета ООН по правам человека по рассмотрению индивидуальных жалоб граждан Украины о нарушении их прав и свобод, гарантированных этим пактом.
Интеграция Украины в Европейский Союз провозглашена приоритетным направлением внутренней и внешней политики украинского государства. Данный процесс является фактором, влияющим на формирование современного правопонимания, который предопределяет другое отношение к роли права в регулировании интеграционных процессов. Анализ средств обеспечения прав человека в Украине дает возможность констатировать, что эти средства образуют определенную систему, в которую входят как материально-правовые средства обеспечения прав человека, так и процессуально-правовые средства обеспечения прав человека, как национальные, так и международные конституционно-правовые средства обеспечения прав человека.
Итак, все чаще в научном и практическом аспектах актуализируется проблема правовых средств, их своевременного и качественного совершенствования в правотворческом и праворе-ализацийному процессах. Без ее надлежащего решения невозможно оптимизировать механизм правового регулирования.
Загрузка...