Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Глобализационные процессы требуют детального изучения и научного обоснования. Основой глобализации является историческое развитие и научно-технический прогресс. До глобализация рассматривалась более

экономический процесс, однако отрицать влияние ее на другие сферы жизни общества, такие, как международное сотрудничество в сфере экологии, политики, социальной, культурной, правовой сфере, представляется необоснованным.

 

Глубокие преобразования, обусловленные глобализационными процессами, охватившими и правовую систему. Поэтому происходит изменение права как важного элемента жизнедеятельности общества. В зависимости от целей реформ, проводимых меняются и цели правового регулирования, что, в свою очередь, опосредствуют изменения в использовании средств их достижения.

 

Социальное регулирование вызвано необходимостью согласовать интересы индивидов и сообществ людей, а также общества в целом. При этом правовое регулирование рассматривается как одна из форм социального регулирования. Это особая и «теоретически насыщенная» категория, которая возглавляет специфический понятийный ряд (в нее входят такие понятия, как механизм правового регулирования, правовые средства, правовой режим и др..). Правовое регулирование, в отличие от других форм правового воздействия, всегда осуществляется посредством своего «инструментария», свойственного только его механизма, призванном юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя правовые нормы, в пределах определенных типов, «моделей» порядок общественных отношений.

 

Вопрос о правовые средства, с помощью которых могут достигаться цели правового регулирования, является решающим в определении его эффективности, поскольку разумно выбраны и проверены на практике средства - залог высокой производительности права. Именно поэтому без определения понятия «правовые средства» невозможно в полной мере исследовать проблему целей и эффективности правового воздействия. Понятие «правовые средства» позволяет обобщить все те явления (инструменты и процессы), которые призваны обеспечить достижение поставленных законодательством целей и задач. Главным в теоретическом обосновании правовых средств являются социальные задачи, которые они могут решать, а также где и в какой последовательности в практической правовой деятельности их можно использовать для достижения социально значимых результатов.

 

Как и много других юридических понятий, правовые средства сначала анализировались на отраслевом уровне - в сфере гражданского права, где рассматривались в качестве юридических способов решения субъектами соответствующих задач и достижения своих целей, но относить проблему правовых средств только в отраслевой нельзя, ведь это прежде общетеоретическая проблема.

 

Концептуальная разработка этого понятия в юридической науке была осуществлена на отраслевом уровне - в сфере гражданского права. Так, Б.И. Пугинский рассматривал правовые средства как юридические способы достижения субъектами своих целей (интересов) [3]. В современной теории права правовые средства определяются как институциональные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, выполняют роль его активных центров.

 

Правовые средства делятся на две основные группы: средства-установления и средства-деяния. При этом под средствами-установлениями следует понимать юридический инструментарий, закреплен в законодательных и других нормативно-правовых актах, а под средствами-деяниями - реализацию средств-установлений.

 

В философии категория «средство» включает как инструментарий, так и технологию его использования для получения поставленной цели. Средства достижения цели - это объективные предметы или действия, которые включены в структуру целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата [1, с. 134]. В политологии под средствами понимают не только политические нормы, ценности, декларации и другие средства-установки (инструменты), но и политические действия - забастовки, пикеты, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, восстания и другие политико-технологические процессы, позволяющие добиваться соответствующих целей [2, с. 43-44].

 

В контексте проблематики правовых средств обеспечения прав человека в эпоху глобализации необходимо отметить, что одной из важнейших форм обеспечения прав человека является их договорно-правовое закрепление. Так, международное сотрудничество государств в области прав человека происходит в следующих формах: создании единых универсальных стандартов их соблюдение; принятии на себя государствами-участниками международных договоренностей - обязательств придерживаться этих стандартов в рамках внутреннего правопорядка и создания специального механизма контроля за соблюдением принятых государствами обязательств.

 

В свою очередь, термин «средство» закреплен в международно-правовых и национальных нормативно-правовых актах. Например, в п. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено следующее положение: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется: а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве ... с) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются »[4]. В ч.3 ст.55 Конституции Украины закреплено, что каждый имеет право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина [5].

 

Установка договоренностей между государствами относительно норм и стандартов в сфере прав и свобод человека непосредственно не создают последних. Осуществления и воплощения в жизнь этих норм и стандартов является обязанностью государств-участников международных договоров о правах человека только в том случае, если путем ратификации государства обязались привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными нормами.

 

Таким образом, реализация прав человека осуществляется правовыми средствами, основанными на общепризнанном принципе уважения к правам человека. Обеспечение прав и свобод человека остается в основном внутренней компетенцией каждого государства и соответствующих норм ее Конституции. Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека осуществляется в том же порядке и теми органами государства, которые предусмотрены его конституционным законодательством.

 

Что касается разработки проблематики правовых средств обеспечения прав человека в Украине, то, несмотря на то, что законодатель использует этот термин, необходима их дальнейшая теоретическая разработка, способствовать совершенствованию механизма их реализации. В законодательстве Украины понятия «правовые средства», «правовые средства обеспечения прав человека» встречаются неоднократно. Так, в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. и обращении Верховной Рады Украины «К парламентам и народам мира» от 5 декабря 1991 г. отмечалось, что в семью цивилизованных стран желает войти новая, демократическое, правовое государство, которая ставит цель реально обеспечить права, свободы человека и гражданина и обязуется строго придерживаться общепризнанных принципов и норм международного права, международных стандартов в области прав и свобод человека. Принятие в 1995 г. Украина в Совет Европы существенно повлияло на дальнейшее развитие прав и свобод человека и гражданина в нашем государстве. Украина присоединилась к значительному количеству многосторонних европейских конвенций в области прав и свобод человека и взяла на себя конкретные обязательства по имплементации этих норм в национальное законодательство. Членство в Совете Европы также стимулировало процесс подготовки и принятия Конституции Украины. Последняя всесторонне гарантирует права и свободы, предусматривает механизм их обеспечения и охраны с помощью конституционно-правовых средств-гарантий прав и свобод. Вместе с национальными гарантиями Конституция Украины предусмотрела возможность использования и международно-правовых средств обеспечения прав человека. Определяющим шагом в этом направлении стала ратификация Украиной в 1997 г. Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. С тех пор граждане Украины получили возможность обращаться за защитой своих нарушенных прав в Европейский Суд по правам человека. Присоединившись в 1990 г. к Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Украина также признала компетенцию Комитета ООН по правам человека по рассмотрению индивидуальных жалоб граждан Украины о нарушении их прав и свобод, гарантированных этим пактом.

 

Интеграция Украины в Европейский Союз провозглашена приоритетным направлением внутренней и внешней политики украинского государства. Данный процесс является фактором, влияющим на формирование современного правопонимания, который предопределяет другое отношение к роли права в регулировании интеграционных процессов. Анализ средств обеспечения прав человека в Украине дает возможность констатировать, что эти средства образуют определенную систему, в которую входят как материально-правовые средства обеспечения прав человека, так и процессуально-правовые средства обеспечения прав человека, как национальные, так и международные конституционно-правовые средства обеспечения прав человека.

 

Итак, все чаще в научном и практическом аспектах актуализируется проблема правовых средств, их своевременного и качественного совершенствования в правотворческом и праворе-ализацийному процессах. Без ее надлежащего решения невозможно оптимизировать механизм правового регулирования.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии