Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

На рубеже XXI века. транснациональная преступность отнесена к наиболее опасных угроз национальной безопасности отдельных государств и международному сообществу. Она создает опасные препятствия для всех

сфер жизнедеятельности как отдельных государств, так и межгосударственных отношений, лишает человечество чувство защищенности от преступных посягательств [1, с. 3].

 

Организована и транснациональная преступность, ее отдельные виды, а также формы взаимодействия правоохранительных органов, меры предотвращения этим видам преступности исследовались А.И. Виноградовой, А.В. Войцеховский, И.В. Пшеничной, Т. Серватка, О.Ю. Шо-СТКО, М.Г. Вербенский, О.М. Джужа, М.В. Корниенко, А.В. Погребняком, О.В. Савьюк и др.. Однако вопрос о нормативно-правового обеспечения международного сотрудничества по предотвращению организованной преступности является малоисследованным.

 

В современных условиях сформировалось несколько направлений международного сотрудничества по предупреждению преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями на двустороннем, региональном и универсальном уровнях: выдача преступников и оказание правовой помощи по уголовным делам, научно-информационные контакты, предоставление профессионально-технической помощи государствам в данной сфере; договорно-правовая координация борьбы с преступлениями, затрагивающими несколько государств.

 

Перечень основных международных договоров в уголовно-правовой сфере, заключенных в рамках ООН, ее специализированных учреждений, МАГАТЭ и Совета Европы, охватывает следующие документы.

 

1. Договоры, заключенные в рамках ООН, ее специализированных учреждений и МАГАТЭ:

 

а) в сфере борьбы с международным терроризмом: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г., Конвенция о предотвращении и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 ; Протокол 1988 г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 ; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г., Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, 1991 г.;

 

б) в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблением ими: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.; Конвенция о психотропных веществах 1971 г.; Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;

 

в) в сфере борьбы с другими преступлениями, представляющими международную опасность: Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г.; Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г.; Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 г.; Конвенция о мерах, спямовани на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, 1970

 

2. Договоры, заключенные в рамках Совета Европы Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами 1975 и 1978 г.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с дополнительным протоколом 1978 г.; Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными и условно освобожденными правонарушителями 1964 г.; Европейская конвенция об охране археологического наследия

 

1969; Европейская конвенция о международной силу решений по уголовным делам

 

1970 г.; Европейская конвенция о передаче производства по уголовным делам 1972 г.; Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами 1978 г.; Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1977 г.; Европейская конвенция о компенсации жертвам насильственных преступлений 1983 г.; Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей 1985 г.; Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990

 

Однако документы ООН, Совета Европы и их подразделений содержат наиболее общие положения, отражающие вопросы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью. Анализируя конкретные двусторонние и многосторонние соглашения между Украиной и другими государствами, попробуем сформулировать особенности правового регулирования в этой сфере. Во-первых, вызывает интерес объем международных обязательств, взятых Украиной как независимым государством. Сейчас Украина подписано более ста международных договоров в сфере борьбы с преступностью, в частности ряд соглашений о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (практически со всеми республиками бывшего СССР, а также многими странами Европы, Азии, Африки и Америки), соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков (например, с Австрией и Италией). Кроме того, есть соглашения правоохранительных органов Украины и стран СНГ, касающиеся вопросов расследования уголовных дел.

 

Во-вторых, региональные контакты Украины в сфере борьбы с организованной преступностью в полном объеме охватываются соглашениями со странами-членами СНГ. Среди них на первом месте стоит Минска Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (22 января 1993 г.). Согласно ст. 4 Конвенции учреждения юстиции договаривающихся сторон оказывают правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам в соответствии с положениями путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны, в частности: составление и пересылка документов, проведения осмотров, обысков, изъятия, передача вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, третьих лиц, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, розыска лиц, осуществления уголовного преследования, выдачи лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговора, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

 

Ст. 19 устанавливает, что в просьбе об оказании правовой помощи может быть отказано полностью или частично, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету, безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны. Правовые отношения по уголовным делам предусматривают выдачу лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора, в том числе связанную с их розыском и взятием под стражу; осуществления уголовного преследования по поручению одного из договаривающихся сторон; передачу предметов, которые признаются в установленном порядке вещественными доказательствами. Общие положения Конвенции были раскрыты в аналогичных двусторонних соглашениях между Украиной и государствами-членами СНГ. Следует отметить, что в указанных документах предусмотрен унифицированный порядок предоставления правовой помощи по уголовным делам без учета их специфики.

 

Однако в интересах борьбы с организованной преступностью, по нашему мнению, было бы уместно вводить в подобные соглашения специальные нормы, затрагивающие эту сферу. Например, предусмотреть безусловную выдачу лиц, подозреваемых в причастности к организованной преступной деятельности, и установить срок выполнения ходатайств об оказании правовой помощи.

 

В-третьих, соглашения между Генеральной прокуратурой, МВД и СБУ Украины и соответствующими ведомствами стран СНГ предусматривают содействие в сфере борьбы с организованной преступностью. В данных документах определяются следующие формы сотрудничества: а) выполнения запросов и просьб по уголовным делам, делам оперативного учета и материалах об административных правонарушениях б) обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся преступлениях и законченных преступлениях и причастных к ним лицах, оперативной информации о чрезвычайных происшествиях и тяжкие преступления, а также архивной информацией в) согласовано, а в случае необходимости и совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий г) перемещение осужденных граждан для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они, согласно межгосударственным соглашениям д) обмен опытом работы, законодательными и нормативными актами, учебной литературой по вопросам деятельности органов внутренних дел; е) осуществление взаимовыгодных поставок автомобильной, криминалистической, пожарной и специальной техники, средств связи, имущества и продукции производственно-технического назначения, запасных частей, расходных материалов и другого имущества; ж) обмен научно-технической информацией по вопросам деятельности органов внутренних дел, совместное проведение криминологических исследований по актуальным проблемам, представляющим взаимный интерес, обмен специалистами, проведение совместных семинаров и рабочих встреч , с) осуществление транзитных перевозок специальных и других грузов, конвоирования и этапирования.

 

Положительным моментом, по нашему мнению, является тот факт, что в сфере международного сотрудничества в данном случае оказалась правовая помощь не только по уголовным делам, но и по делам оперативного учета, поскольку следствию по делам, связанным с организованной преступной деятельностью, предшествует длительная оперативная разработка лиц, причастных к оконченных преступлений. Отметим, что данный перечень является фактически исчерпывающим для следователей потребностей, поэтому можно предположить, что при установке каких-то определенных сроков для выполнения этих действий можно оптимизировать предварительное следствие по уголовным делам.

 

В-четвертых, наличие соглашений о противодействии каком-то из направлений организованной преступной деятельности (например, незаконному обороту наркотиков) подчеркивает признание международной опасности транснациональной преступности и заставляет определять конкретные меры противодействия.

 

Итак, в сфере борьбы с организованной преступностью Украины имеет международно-правовые связи со странами «ближнего зарубежья» и с государствами «дальнего зарубежья». При всей озабоченности мирового сообщества экспансией украинской организованной преступности, о чем неоднократно писали зарубежные ученые, конкретные меры борьбы с ее проявлениями предусмотрены именно на региональном уровне, то есть благодаря контактам, сохранившиеся с советского времени, и связям государств-участников СНГ, что позволило возможность разработать стратегию этого противодействия.

 

Таким образом, сотрудничество должно разноплановый характер, что позволяет повышать эффективность борьбы с организованной преступностью. На уровне СНГ выработан определенный механизм взаимодействия в этой сфере, что существенно облегчает расследование подобных уголовных дел. Кроме того, хотя ряд стран имеют длительный опыт борьбы с организованной преступной деятельностью и соответствующий законодательный потенциал, в международно-правовых документах указание на это отсутствует, хотя прогрессивные тенденции в данной сфере вполне могли бы быть воплощены в международных соглашениях. Указанные недостатки, выявленные при изучении различных международно-правовых обязательств Украины, должны быть устранены в ходе дальнейшей интеграции Украины в мировое сообщество. Признание борьбы с организованной преступностью одной из глобальных проблем современности содействовать укреплению усилий правительств разных стран по обузданию темпов ее роста, а создание эффективного механизма противодействия ей станет серьезным препятствием для криминальной деятельности преступных сообществ.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии