Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Проблема обеспечения наиболее эффективного использования природных ресурсов имеет не только национальный, но и глобальный характер и требует решения на межгосударственном уровне.

В связи с этим национально-государственное регулирование указанных вопросов должно максимально полно имплементировать стандарты и требования международного права, использовать накопленный опыт международного сообщества в сфере эксплуатации указанных объектов. Особенно это касается законодательства Европейского Союза (ЕС), поскольку в Украине действует Концепция общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза [1].

 

Согласно указанной концепции адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза - это поэтапное принятие и внедрение нормативно-правовых актов Украины, разработанных с учетом законодательства ЕС. Главными задачами общегосударственной программы являются: обеспечение соответствия законодательства Украины обязательствам, вытекающим из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими сообществами и их государствами-членами, других международных договоров, касающихся сотрудничества Украины с Европейским Союзом, развитие законодательства Украины в направлении его приближения к законодательству Европейского Союза и обеспечения высокого уровня подготовки в Украине проектов законов и других нормативно-правовых актов, создание правовой базы для интеграции Украины в Европейский Союз, создание на законодательном уровне общегосударственного механизма адаптации законодательства, который определил бы цели и сферы, этапы адаптации законодательства, составляющими которого должно быть финансовое, информационное, научное и кадровое обеспечение, обеспечение системности и согласованности в работе органов государственной власти при осуществлении мероприятий по адаптации законодательства; совершенствование порядка планирования нормотворческой работы на основе долгосрочной программы развития законодательства Украины с целью его приближения к законодательству Европейского Союза; совершенствование информационного обеспечения работы по адаптации законодательства; совершенствование кадрового обеспечения в органах государственной власти, подготовка специалистов, отвечающих особым квалификационным требованиям к участникам процесса адаптации законодательства и т.п..

 

Процесс адаптации охватывает все сферы законодательства, в том числе экологическое, которым регулируются вопросы, связанные с реализацией права пользования природными ресурсами. Поэтому внедрение международно-правовых стандартов использования природных ресурсов в национальное законодательство Украины, научное исследование и анализ таких стандартов являются чрезвычайно важными и актуальными ввиду создание правовых факторов украинской государственности.

 

Термин «международно-правовые стандарты», или «международные стандарты», в юридической литературе рассматривается как нормы, содержащиеся в международных документах, обязательных для законотворчества развитых государств [2, с. 116]. Этим термином охватываются разнородные нормы, такие, как правила международных договоров, резолюции международных организаций, политические договоренности [3, c. 31]. Международные стандарты - это не декларируемые международным сообществом примеры, а нормы, которые необходимо воплощать в жизнь [2, c. 116].

 

Важной тенденцией в развитии современного международного экологического права являются всемирной развитие политических, экономических, транспортных, космических и других международных связей и отношений между различными государствами. В международном экологическом праве возникли новые понятия и институты, способствует появлению в экологическом праве национальных государств специфических черт, присущих как национальном, так и международном экологическому праву [4, c. 36]. И это не случайно, так как мировое сообщество уже давно осознало, что окружающая и его компоненты являются общим достоянием человечества. В статье академика РАН К.Я. Кондратьева «Изменение окружающей среды в Европе» приводится общая характеристика антропогенного воздействия на окружающую среду в странах Европейского Союза за 15 позициями, в том числе: парниковые газы и изменения климата, выбросы токсичных веществ, загрязнение водных объектов, снижению плодородия почв, отходы, здоровье человека, экология городов и др.. Автор статьи пишет: «За последние годы не произошло заметного улучшения качества окружающей среды в странах ЕС, а в некоторых из них экологическая обстановка ухудшилась, причем главным препятствием для повышения качества окружающей среды стало развитие некоторых секторов экономики. Не вызывает сомнений, что в первом десятилетии XXI в. эти тенденции только развиваться и по-прежнему, не удастся избежать их негативного влияния на природу »[5, c. 495].

 

Учитывая это чрезвычайно актуальны рассуждения Н.Р. Малышевой, которая считает, что именно гармоничное пространство является конечной целью эколого-экономической политики субъектов, которые призваны действовать для обеспечения устойчивого экологического правопорядка на уровне не только отдельных европейских государств, но и в масштабах континента в целом [6, c.13] . По ее мнению, одно из ключевых положений теоретико-правовой направленности, которое возникает в процессе гармонизации экологического законодательства, заключается в следующем: до каких пределов гармонизация является внедренной, а постановка вопроса о ее осуществления - легитимной? Поиск ответа на поставленный вопрос приводит ученого к необходимости применения двух основных организационно-правовых инструментов, которые являются основаниями к «запуска» механизмов гармонизации: а) участие в международном договоре (конвенции, соглашении), б) «блочная» гармонизация, которая происходит внутри устойчивого объединение государств, представляет собой определенную форму интеграции на постоянной (иногда временной) основе, сложившуюся по региональному, секторальной, экономической, политической, исторической или иному признаку [6, c. 29-30].

 

Отметим, что первые международно-правовые акты по применению отдельных природных ресурсов появились еще в ХХ веке. Право окружающей среды начало активно развиваться после Второй мировой войны [7, c. 476].

 

Объектами международно-правового использования и охраны окружающей природной среды являются почти все природные ресурсы. Использование некоторых из них в большей степени регулируется национальным, а некоторые - международным правом. Например, земля, ее недра, принадлежащие определенным государствам, используется и охраняется в соответствии с нормами национального законодательства. Иначе решается вопрос о Мирового океана и его пространств. Использование данных объектов обычно осуществляется с помощью норм международного права.

 

Конференция ООН по охране окружающей среды и развития, подтверждая Декларацию Конференции ООН по окружающей среде, провозгласила ряд ведущих принципов, обеспечивающих эффективное природопользование, охрану окружающей среды и природных ресурсов в частности [8, с. 440-441]. Согласно Уставу ООН государства имеют суверенное право разрабатывать ресурсов, находящихся под их юрисдикцией в соответствии с собственными стандартов окружающей среды и развития и несут ответственность за то, что деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносит вред окружающей среде других государств или территорий за пределами государственной юрисдикции [7, с. 477].

 

Международные договоры имеют приоритет перед нормами национального законодательства. В большинстве законов, регулирующих экологические отношения, предусмотрено следующее правило: если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе, применяются правила международного договора. Принцип понятен, однако проблемы остаются. Например, как действует международное правило: автоматически, с момента его принятия или утверждения? Или оно требует дополнительных национальных актов? Практика по данному вопросу небольшая, но можно с уверенностью сказать, что еще не было прецедента, когда международное правило по использованию природных ресурсов действовало автоматически. С того или иного вопроса, согласно которому заключались международные договоры, изменяющие или дополняют внутренние нормы национального законодательства, принимались соответствующие постановления правительства. Такая практика, напоминает «лицензирование» на вход в национальные отношения международно-правовой нормы, видимо, будет продолжаться.

 

Итак, успешное решение проблемы повышения эффективности воздействия международно-правовых норм в области правового регулирования использования природных ресурсов напрямую зависит от характера мер, принимаемых государствами на национальном уровне по реализации согласованных правовых предписаний.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии