Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Проверка соответствия Конституции (Основному Закону) законов и других правовых актов занимает центральное место в компетенции органа конституционной юстиции не только в Украине, но и в абсолютном большинстве

зарубежных стран, независимо от выбранной модели судебного конституционного контроля. Особое характер решения органа конституционной юстиции о признании акта неконституционным, а также закрепление обязательности выполнения всеми субъектами правоприменения данного решения предопределяют необходимость создания дополнительных гарантий его выполнения.

 

Вопрос о юридических последствиях признания акта (или его отдельных положений) неконституционным необходимо рассматривать в контексте установления правовой природы и юридической силы таких актов. Вопрос о том, входят ли решение Конституционного Суда Украины о признании акта неконституционным в систему источников права Украины, многими отечественными учеными решается положительно. Среди специалистов, которые исследовали вопросы правовой природы и юридической силы актов Конституционного Суда Украины, и в частности вопрос о границах участия Конституционного Суда Украины в фондами процессе, следует назвать Е. Евграфов, Б.В. Малышева, Н.М. Пархоменко, В.Ф. Погорилка, О.Ф. Скакун, М.В. Тесленко, Ю.М. Тодики, В.Л. Федоренко, Д.Ю. Хорошковскую, Т.А. Цимбалистого, В.М. Шаповала, С.В. Шевчука и др.. Можно выделить следующие позиции ученых относительно правовой природы и юридической силы решений Конституционного Суда Украины о признании акта неконституционным:

 

1) решение Конституционного Суда Украины о соответствии Конституции Украины законов государства, правовых актов Верховной Рады, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым или их отдельных положений является составной частью текущего законодательства и по признакам иерархии (субординации) предшествуют законам, есть занимают место после Конституции Украины [1, с. 67; 2, c. 150].

 

2) отрицание осуществления Конституционным Судом Украины законодательной функции и квалификация принятого КСУ решения как специфического судебного прецедента, что подчеркивает его правотворческие (законотворческие), а не законодательные возможности [3, с. 12, 4, с. 28-29, 5, с. 278-279, 291; 6. 47]. Решение КСУ о неконституционности законов и других правовых актов ученые рассматривают как акты правотворчества, указывая на их преце-дентний (или квазипрецедентний) характер.

 

Популярной среди отечественных ученых позиция считать решение Конституционного Суда Украины о признании акта неконституционным источником права Украины. Основная научная дискуссия разворачивается вокруг вопроса о юридической силе этих актов. Так, В.Ф. Погорилко и В.Л. Федоренко признали выводы и решения КСУ источником права с оговоркой о противоречивый характер их юридической силы: за субъектом нормотвор-чести они являются подзаконными актами, а по содержанию и процессуальной формой нормотворчества они фактически имеют такую же юридическую силу, как Конституция и законы Украины [ 7, с. 345].

 

Теоретически и практически актуальным остается вопрос юридической силы решений органов конституционной юстиции о признании акта неконституционным полностью или в отдельной части, обязательности их выполнения, указания на санкции за их игнорирование. Согласно части 2 статьи 152 Конституции Украины законы, другие правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности [8]. Материальный или моральный ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам актами и действиями, признанными неконституционными, возмещается государством в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 152).

 

Согласно части второй ст. 73 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16 октября 1996 г. (далее - Закон о КСУ) в случае принятия Конституционным Судом Украины решения о неконституционности актов или их отдельных положений, указанных в пункте 1 ст. 13 этого Закона, они объявляются недействительными и теряют силу со дня принятия КСУ решения об их неконституционности [9].

 

Норма статьи 69 Закона о КСУ воспроизводит предписание части второй ст. 150 Конституции об обязательности исполнения на территории Украины, окончательность и невозможность обжаловать решение Конституционного Суда Украины, в том числе решения о соответствии Конституции Украины законов и других правовых актов.

 

В случае необходимости Конституционный Суд Украины может определить в своем решении, заключении порядок и сроки их выполнения, а также возложить на соответствующие государственные органы обязанности по обеспечению исполнения решения, соблюдения заключения (ч. 2 ст. 70 Закона о КСУ). В Решении от 14 декабря 2000 г. № 15-рп Конституционный Суд Украины обосновал правовую позицию, согласно которой обязанность органа государственной власти, в частности Верховной Рады, по выполнению Решение заключается в том, чтобы в соответствии с конституционно установленной законодательной процедурой для обеспечения надлежащей реализации Закона внести соответствующие изменения в него в связи с признанием неконституционными его отдельных положений [10].

 

Конституционный Суд Украины имеет право потребовать от органов, акты которых полностью или в отдельной части признанные неконституционными, письменного подтверждения выполнения решения, соблюдения заключения КСУ (ч. 3 ст. 70 Закона о КСУ). Более императивной можно считать норму ст. 10 Закона Республики Беларусь о Конституционном Суде от 30 марта 1994 г., которая предусматривает обязательное направление ответа органом или лицом, которым адресованы решения Конституционного Суда, в определенный Конституционным Судом срок [11].

 

Невыполнение решений и несоблюдение заключений Конституционного Суда Украины влечет ответственность по закону (часть четвертая ст. 70 Закона о КСУ). Это положение в действующем законодательстве не детализированное и нуждается в дополнительном урегулировании. Нетипичной в этом смысле выглядит ст. 82 Кодекса конституционной юрисдикции Республики Молдова от 16 июня 1995 г., которая устанавливает административный штраф в размере двадцати пяти минимальных заработных плат за невыполнение без уважительных причин в установленном порядке и в установленные сроки требований судей Конституционного суда, а также постановлений и заключений Конституционного суда [11].

 

По общему правилу признаны неконституционными положения закона или другого акта не могут применяться государственными органами, однако это не препятствует парламента страны принять другой закон по тому же вопросу. Парламент может принять и полностью идентичен текст акта, который был признан неконституционным. Этот акт будет действовать до тех пор, пока субъект обжалования не проявит инициативу и не сделает запрос органа конституционной юстиции о повторном признании его не соответствующим Основному Закону.

 

В отечественном законодательстве о Конституционном Суде Украины отсутствуют нормы, которые бы делали невозможным повторное принятие акта, признанного неконституционным. Возможность повторного принятия решения органом, который выдавал акт, признан полностью или в отдельной части неконституционным, свидетельствует о ограниченный характер решений органов конституционной юстиции.

 

Есть страны, законодательство которых запрещает просматривать правовые акты, признанные Конституционным судом неконституционными путем повторного принятия подобного правового акта (или его части). Например, в соответствии с частями второй и пятой ст. 72 Закона Литовской Республики «О Конституционном Суде Литовской Республики» от 3 февраля 1993 г. № 1-67 принята Конституционным судом постановление имеет силу закона и должна применяться всеми государственными учреждениями, судами, предприятиями и образованиями, а также их должностными лицами и гражданами [12 , с. 588]. Право Конституционного суда признавать правовой акт (или его часть) неконституционным не может быть пересмотрено повторным одобрением подобного правового акта (или его части). Подобный запрещающий предписание содержит и часть вторая ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. [11].

 

Итак, наличие четких механизмов выполнения решений конституционных судов является дополнительным условием повышения роли и значения органов конституционной юстиции в обеспечении конституционной законности, прав и свобод человека и гражданина. При совершенствовании законодательства о Конституционном Суде Украины вопросу правового регулирования юридических последствий признания актов полностью или в отдельной части неконституционными необходимо уделить особое внимание, поскольку своими решениями орган конституционной юстиции существенно влияет на правовые процессы в стране, в том числе на правоприменительную деятельность.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии