Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!


Загрузка...

С целью реализации общепризнанного принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную конституциями большинства стран, в том числе стран СНГ, обеспечивается самостоятельность и

относительная независимость как самих ветвей власти, так и их членов, в том числе путем закрепления норм о несовместимости депутатского мандата. Как правило, это членство в другой палате парламента или ином представительном органе (например, ст. 52 Конституции Республики Казахстан оговаривает, что депутаты парламента не могут иметь другого представительского мандата).

 

В Республике Узбекистан одно лицо не имеет права быть одновременно членом обеих палат парламента. Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь не может быть депутатом местного Совета депутатов, а депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не может быть одновременно депутатом местного кенеша.

 

Согласно ст. 97 Конституции Российской Федерации одно лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы, а член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом другого органа государственной власти или органа местного самоуправления, занимать другую государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта РФ.

 

Хотя в законодательстве Республики Таджикистан можно отметить следующие интересные положения: как и в других странах, гражданин не может одновременно быть членом Маджлиси милли и депутатом Маджлиси намояндагон (т.е. членом обеих палат парламента), однако член Маджлиси милли может быть депутатом двух представительных органов власти. Однако депутат Маджлиси намояндагон не может быть одновременно депутатом иного местного представительного органа власти и органа самоуправления. Для граждан Республики Узбекистан также допускается возможность быть депутатом одновременно двух представительных органов государственной власти.

 

В некоторых государствах общее правило несовместимости распространяется на отдельные профессии и виды частной деятельности (отдельные должности в коммерческих организациях, осуществления предпринимательской деятельности и т.д.), а также государственную службу. Обычно это правило не распространяется на лиц, занимающихся преподавательской, научной и иной творческой (педагогической) деятельностью. Например, согласно ст. 69 Конституции Туркменистан «депутат не может одновременно занимать должность члена Кабинета Министров, хякима, арчина, судьи, прокурора». Согласно ст. 65 Конституции и ст. 8 Регламента Национального Собрания Республики Армения депутат не может заниматься предпринимательской деятельностью, занимать должность в государственных органах или органах местного самоуправления или коммерческих предприятиях, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой.

 

В Российской Федерации с 6 апреля 2007 г. Член Совета Федерации и депутата Государственной Думы запрещается находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации; заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, действующих на территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 6 Федерального Закона РФ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

 

В Республике Беларусь член Совета Республики Национального Собрания не может быть одновременно членом правительства Республики Беларусь, не допускается совмещение обязанностей члена Совета Республики и депутата Палаты представителей с одновременным пребыванием должности Президента Республики Беларусь или судьи. Депутатам парламента, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе, запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, способствовать близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, участвовать лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами; заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой по согласованию с председателем соответствующей палаты; выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде; занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами.

 

Соответствии с законодательством Республики Узбекистан на период своих полномочий депутаты Законодательной палаты и члены Сената Олий Мажлиса, работающих в Сенате на постоянной основе, не могут заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической.

 

В Республике Казахстан в соответствии со ст. 24 Закона «О Парламент Республики Казахстан и статусе его депутатов» депутат Парламента не имеет права занимать другие оплачиваемые должности, заниматься другой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

 

Депутат Жогорку Кенеша не может одновременно занимать должность судьи, прокурора, члена правительства Кыргызской Республики, а также находиться на другой государственной или муниципальной службе; не может осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, не может также заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научно-педагогической и творческой деятельности, если такая деятельность не наносит ущерба исполнению депутатских обязанностей.

 

Члены правительства, судьи, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие Республики Таджикистан и другие должностные лица, предусмотренные конституционным законом, не могут быть членами Маджлиси милли. Депутат Маджлиси намояндагон не может занимать другую должность, заниматься предпринимательской деятельностью, кроме научной, творческой и педагогической.

 

Положение депутата в Республике Молдова несовместимо с постом Президента; должностью члена правительства; должности парламентского адвоката; любой другой оплачиваемой должностью, в том числе предоставленной иностранным государством или международной организацией, за исключением преподавательской и научной деятельности, осуществляемой вне распорядком, установленным Регламентом Парламента .

 

Как отличную от других стран в Молдове можно отметить норму ст. 4 Закона Республики Молдова «О статусе депутата Республики Молдова», согласно которой лица, направленные парламентом до центральных органов государственного управления с временным поручению, могут совмещать исполнение этого поручения с депутатским мандатом в течение не более шести месяцев.

 

Как наиболее ограничен мандат можно отметить мандат народного депутата Украины, не имеет права:

 

1) быть членом Кабинета Министров Украины, руководителем центрального органа исполнительной власти;

 

2) иметь другой представительский мандат или одновременно быть на государственной службе;

 

3) занимать должность городского, сельского, поселкового головы;

 

4) занимать другие оплачиваемые должности, заниматься любой, кроме депутатской, оплачиваемой работой, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности, а также медицинской практики в свободное от выполнения обязанностей народного депутата время;

 

5) привлекаться как эксперт органами досудебного следствия, прокуратуры, суда, а также заниматься адвокатской деятельностью;

 

6) входить в состав руководящего органа предприятия или наблюдательного совета, правления или совета предприятия, учреждения, организации, имеющей целью получение прибыли (ст. 78 Конституции Украины, ст. 3 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины»).

 

Конституция Азербайджанской Республики не содержит отдельной нормы, регулирующей вопросы несовместимости мандата депутата Милли Меджлиса. Однако положение такой несовместимости можно вывести из контекста норм ст. 89, которая предусматривает основания, по которым он может быть лишен своего мандата: при занятие должности в государственных органах, став религиозным деятелем, при занятии предпринимательской, коммерческой или иной оплачиваемой деятельностью (за исключением научной, педагогической и творческой).

 

Следовательно, для таких президентских республик, как Армения, Азербайджан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и стран со смешанной формой правления (Казахстан, Молдова, Украина) характерна несовместимость членства в правительстве с парламентским мандатом. Хотя на это прямо не указывается в законодательстве таких стран, как Армения, Казахстан и Узбекистан (недопустимость такого совмещения следует лишь из контекста других законодательных норм). В Российской Федерации с момента принятия действующей Конституции исключение было сделано лишь для федеральных министров - депутатов Государственной Думы первого созыва, избранных в декабре 1993 г., т.е. на двухлетний переходный период.

 

Однако в Республике Беларусь, несмотря на то, что по форме правления она также является президентской республикой, для депутатов Палаты представителей Национального собрания такое совмещение депутатского мандата допускается.



Загрузка...

Загрузка...
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии