Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Финансовое право как отрасль права имеет свои первичные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.

Основным назначением финансово-правовой нормы является регулирование отношений в области финансов.

 

Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых правоотношений, обстоятельства, при наличии которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за невыполнение предписаний государства.

О значении нормы финансового права Поль Мари Годме сказал: «нормы финансового права дают возможность государству: 1) собирать средства, 2) распоряжаться средствами, точно учитывать расходования средств, 3) обеспечивать их использования.

Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерой государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансово-правовая норма - предписания компетентных органов государственной власти и местного самоуправления по поводу средств, выраженные в категорической форме и обеспечены силой государственного принуждения.

Финансово-правовые нормы имеют как общие для любых правовых норм признаки, так и специфические, характерные для норм финансового права.

Общие признаки финансово-правовой нормы:

1) Устанавливаются государством, поэтому их выполнение обеспечивается принудительной силой государства.

2) Правило поведения общего характера, направленное на всех участников общественных отношений.

3) Носит обязательный характер.

4) Всегда выраженная в определенном нормативном акте.

Специфические признаки финансово-правовой нормы, которые обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования:

 

1) Значительную часть финансово-правовых норм составляют компетенционные нормы, т.е. такие, которые устанавливают компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности.

2) В финансовое право включаются правовые нормы, устанавливающие права субъектов финансового права в классическом их понимании, то есть не обременяя их признаком обязательности, однако число таких норм относительно невелико (например, право налогоплательщика на использование льгот).

3) Особенность финансово-правовых норм в том, что они являются средством реализации публичных, а не частных интересов (поскольку финансовые ресурсы необходимы государству для реализации социальных интересов, оказание помощи социально незащищенным гражданам и т. д.)

4) Некоторые финансово-правовые нормы имеют периодический характер, то есть отличаются своей нестабильностью (например, те, которые утверждают бюджет). Она может быть обусловлена: 1) различными экономическими колебаниями, которые определяются влиянием политики на экономику, перестройками в системе управления и др.., 2) нестабильные сначала, поскольку бюджетные как часть финансовых периодически вступают в силу с принятием актов о бюджете и теряют свою силу с окончанием финансового года.

5) Финансово-правовые нормы являются императивными, т.е. выступают в форме категорического предписания, что исключает изменение условий нормы по волеизъявлению субъектов отношений.

6) Особенность отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования, обусловливают наличие в системе финансово-правовых норм - норм-расчетов, которые представляют собой показатели, содержащие выраженные в количественном измерении объемы деятельности и уровне развития (например, нормы в Законе "О Государственном бюджете", содержащие цифровые показатели доходов и расходов бюджета).

7) Непосредственное целевое назначение, которое определяется предметом финансово-правового регулирования, т.е. отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства по регулированию образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

8) Возникают как фактические, т.е. обусловлены общественными потребностями и проявляются не иначе как в формах определенных государством.

Следовательно, сущность юридической природы финансово-правовой нормы состоит в том, что это писано, установленное государством в строго определенном порядке и форме, обеспечено мерами принуждения, правило поведения субъектов финансовых правоотношений.

Финансово-правовые нормы как и все другие имеют структуру - упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Составные части нормы:

 

1) Гипотеза - это первая часть финансово-правовой нормы, которая определяет условия, при которых могут возникать у граждан и организаций предусмотрены нормой юридические права и обязанности в области финансовой деятельности. Как правило, она формируется с использованием слова «если» или «в случае». Если эти слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например, в случае изменения сроков налогов исполнения обязанностей по уплате налогов, обязанность по уплате может быть обеспечен поручительством.

2) Диспозиция - является основой нормы - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение сторон финансовых отношений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств. Содержит требования нормы, устанавливает права, обязанности субъектов финансовых отношений, всегда выражена в безусловно определенной форме. Например, статья налогового закона определяет гипотеза - условия при которых уплачивается налог (наличие источника доходов); диспозиция - приписывает субъектам платить налог.

3) Санкция - это часть правовой нормы, содержащей указание на меру государственного принуждения, которая может быть применена к субъекту, нарушает диспозицию данной правовой нормы. К нарушителям финансовой дисциплины применяются финансовые санкции (правовосстановительные - пеня и карательные - штраф). Чаще всего при нарушении финансово-правовых норм применяется одновременно два вида санкций. Правовосстановительные направлены на устранение материального ущерба, нанесенного государству. Карательные направлены на наказание правонарушителя и не может быть заменен другим взысканиям.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии