Финансовое право как отрасль права имеет свои первичные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.
Основным назначением финансово-правовой нормы является регулирование отношений в области финансов.
Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых правоотношений, обстоятельства, при наличии которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за невыполнение предписаний государства.
О значении нормы финансового права Поль Мари Годме сказал: «нормы финансового права дают возможность государству: 1) собирать средства, 2) распоряжаться средствами, точно учитывать расходования средств, 3) обеспечивать их использования.
Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерой государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансово-правовая норма - предписания компетентных органов государственной власти и местного самоуправления по поводу средств, выраженные в категорической форме и обеспечены силой государственного принуждения.
Финансово-правовые нормы имеют как общие для любых правовых норм признаки, так и специфические, характерные для норм финансового права.
Общие признаки финансово-правовой нормы:
1) Устанавливаются государством, поэтому их выполнение обеспечивается принудительной силой государства.
2) Правило поведения общего характера, направленное на всех участников общественных отношений.
3) Носит обязательный характер.
4) Всегда выраженная в определенном нормативном акте.
Специфические признаки финансово-правовой нормы, которые обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования:
1) Значительную часть финансово-правовых норм составляют компетенционные нормы, т.е. такие, которые устанавливают компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности.
2) В финансовое право включаются правовые нормы, устанавливающие права субъектов финансового права в классическом их понимании, то есть не обременяя их признаком обязательности, однако число таких норм относительно невелико (например, право налогоплательщика на использование льгот).
3) Особенность финансово-правовых норм в том, что они являются средством реализации публичных, а не частных интересов (поскольку финансовые ресурсы необходимы государству для реализации социальных интересов, оказание помощи социально незащищенным гражданам и т. д.)
4) Некоторые финансово-правовые нормы имеют периодический характер, то есть отличаются своей нестабильностью (например, те, которые утверждают бюджет). Она может быть обусловлена: 1) различными экономическими колебаниями, которые определяются влиянием политики на экономику, перестройками в системе управления и др.., 2) нестабильные сначала, поскольку бюджетные как часть финансовых периодически вступают в силу с принятием актов о бюджете и теряют свою силу с окончанием финансового года.
5) Финансово-правовые нормы являются императивными, т.е. выступают в форме категорического предписания, что исключает изменение условий нормы по волеизъявлению субъектов отношений.
6) Особенность отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования, обусловливают наличие в системе финансово-правовых норм - норм-расчетов, которые представляют собой показатели, содержащие выраженные в количественном измерении объемы деятельности и уровне развития (например, нормы в Законе "О Государственном бюджете", содержащие цифровые показатели доходов и расходов бюджета).
7) Непосредственное целевое назначение, которое определяется предметом финансово-правового регулирования, т.е. отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства по регулированию образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
8) Возникают как фактические, т.е. обусловлены общественными потребностями и проявляются не иначе как в формах определенных государством.
Следовательно, сущность юридической природы финансово-правовой нормы состоит в том, что это писано, установленное государством в строго определенном порядке и форме, обеспечено мерами принуждения, правило поведения субъектов финансовых правоотношений.
Финансово-правовые нормы как и все другие имеют структуру - упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Составные части нормы:
1) Гипотеза - это первая часть финансово-правовой нормы, которая определяет условия, при которых могут возникать у граждан и организаций предусмотрены нормой юридические права и обязанности в области финансовой деятельности. Как правило, она формируется с использованием слова «если» или «в случае». Если эти слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например, в случае изменения сроков налогов исполнения обязанностей по уплате налогов, обязанность по уплате может быть обеспечен поручительством.
2) Диспозиция - является основой нормы - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение сторон финансовых отношений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств. Содержит требования нормы, устанавливает права, обязанности субъектов финансовых отношений, всегда выражена в безусловно определенной форме. Например, статья налогового закона определяет гипотеза - условия при которых уплачивается налог (наличие источника доходов); диспозиция - приписывает субъектам платить налог.
3) Санкция - это часть правовой нормы, содержащей указание на меру государственного принуждения, которая может быть применена к субъекту, нарушает диспозицию данной правовой нормы. К нарушителям финансовой дисциплины применяются финансовые санкции (правовосстановительные - пеня и карательные - штраф). Чаще всего при нарушении финансово-правовых норм применяется одновременно два вида санкций. Правовосстановительные направлены на устранение материального ущерба, нанесенного государству. Карательные направлены на наказание правонарушителя и не может быть заменен другим взысканиям.