Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В сфере влияния государства на отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода возникают, изменяются и прекращаются финансовые правоотношения.

Финансово-правовые отношения являются разновидностью правоотношений, поэтому им присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношений вообще:

 

1) финансовые правоотношения возникают на основании финансово-правовой нормы, а значит является результатом действия правовой нормы;

2) финансовые правоотношения имеют волевой характер, т.е. они обусловлены государственной волей, интересами государства.

Финансовые правоотношения - это общественные экономические отношения, базирующиеся на финансово-правовой норме и возникающие в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, имеют властно-имущественный характер и выражают финансовый интерес государства.

Функции финансовых правоотношений в механизме правового воздействия на государственные финансы:

1) Указывают на круг лиц, на которых в конкретное время распространяется действие финансово-правовой нормы.

2) Закрепляют конкретное поведение юридических лиц и граждан в области мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств, которой они должны следовать.

3) Есть условием для возможности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

Финансовые правоотношения имеют специфические особенности (обусловленные спецификой предмета и метода финансово-правового регулирования):

1) Возникают и развиваются исключительно в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, связанные с мобилизацией, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов.

2) Возникают, изменяются и прекращаются на основании финансово-правовых актов.

3) Есть властными отношениями (императивные), поскольку одной стороной этих отношений является государство в лице определенных органов, имеющих властные полномочия. Так что в данных отношениях отсутствует равенство сторон.

4) Есть экономическими отношениями (отношения, имеющие стоимостную форму: отношения по уплате налогов, по поводу получения кредите и др.. Данные отношения определены состоянием экономики. Так, утверждая бюджет учитывают нормативы с учетом требований современной экономики).

5) Есть формой реализации публичных интересов, поэтому, выражающих общественные интересы.

6) Имеют имущественный характер. В качестве имущественных благ в финансово-правовых отношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы).

7) Носят распределительный характер, который заложен в функциях финансов (создание денежных фондов; направления средств на удовлетворение потребностей общества).

8) Особенностью является планомерность (отношения складываются на основе нормативно-правовых актов в четко предусмотренные сроки).

Выделяют материальный и юридический смысл финансовых правоотношений.

Материальное является поведение субъектов (например внесение платы).

Юридический - субъективные юридические права и обязанности, установлении финансово-правовыми нормами. Субъективные права - это надлежащая финансовом или кредитном органа для удовлетворения его интересов, мера дозволенного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями другой стороны. Юридическая обязанность - это приписана обязанному субъекту и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой должен придерживаться этот субъект.

Важными элементами финансового правоотношения является субъект и объект.

Субъектами финансовых правоотношений являются юридические лица и общест ¬ мадяны, которые на основании правовых норм могут быть участника ¬ ми финансовых правоотношений. Субъект финансовых правоотношений связан с субъектом финансового права (как общее и конкретное), который реализовав свою правосубъектность становится субъектом финансового правоотношения. Правосубъектность - способность быть носителем прав и обязанностей, осуществлять их и отвечать за их реализацию, что противоречит установленным правовым нормам. Она включает правоспособность и дееспособность. В большинстве случаев данные субъекты совпадают в одном лице. Однако, в определенных случаях субъект финансового права и субъект финансовых правоотношений не совпадают. Это имеет место когда государство как субъект финансового права вступает в финансовые правоотношения. Украина при вступлении в правоотношения вступает в лице конкретного органа. При этом, являясь субъектами финансового права, они имеют финансовую правосубъектность, которая определяется его компетенцией. В конкретном финансовом правоотношении дееспособность приходится на долю органов, которые ее представляют.

Субъект финансового права - это лицо, участник финансово ¬ вых отношений, по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных прав и обязанностей. Так, в силу статьи 67 Конституции Украины каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Субъекты финансового права - это юридические и физические лица ¬ бы, имеющие правосубъектность, то есть могут потенциально быть участниками финансовых правоотношений, а субъект финансовых правоотношений - это реальный участник данных правовых отношений. Так, в нашем примере, гражданин является безусловным носителем финансовых прав и обязанностей в силу действия норм Конституции Ук ¬ раины, то есть субъектом финансового права, но, подавая дек ¬ ларацию в налоговую администрацию, он вступает в конкретные финансовые правоотношения, потому реализует предоставленные Конституцией Украины права и обязанности, становится субъектом финансовых право ¬ отношений, но не теряет своих свойств, как субъект финансово ¬ ного права.

Субъектами финансового права являются: 1) государство, 2) административно-территориальные образования, 3) юридические лица - предприятия и организации всех форм собственности, учреждения, общественные организации, т.е. коллективные субъекты, 4) граждане, как индивидуальные субъекты .

1. Государство выступает, как правило, в лице уполномоченного им своего органа - Верховной Рады, Президента, Кабинета Министров, Министерства финансов, Национального банка (а в международных финансовых отношениях государство выступает субъектом отношений).

2. Субъектами финансового права выступают административно-те-риториальни единицы - Автономная Республика Крым, области, города, районы, поселки, села.

Государство и административно-территориальные образования висту ¬ пают в бюджетных правоотношениях, поскольку они Конституцией Украины наделяются правом на бюджет, а отсюда вытекает их право на получение доходов и финансирования расходов, связанных с осуществлением функций, возложенных на них Конституцией.

Эти субъекты участвуют и в правоотношениях, связанных с государственным кредитом, потому что им предоставлено право выпуска государственных и местных займов.

3. К коллективным субъектам финансового права относятся органы законодательной и исполнительной власти - Верховный Совет, Счетная палата, Кабинет Министров, Министерство финансов, Государственное казначейство. Эти государственные органы не только могут, но и со ¬ зан участвовать в финансовых правоотношениях, поскольку это возлагается на них Конституцией.

В финансовых правоотношениях участвуют органы местного ¬ ного самоуправления и их исполнительные органы. Они собирают налоги, финансируют расходы, наполняют и тратят вне ¬ бюджетные фонды и т.п..

Большой круг участников финансовых правоотношений состоит ¬ ют предприятия различных форм деятельности и форм собственности. Хозяйствующие субъекты юридические лица - активные участники финансовых правоотношений, ибо они являются налогоплательщиками, пользователями банковских ссуд, участниками торгов на биржах и т.д.,

4. И, наконец, индивидуальными субъектами финансового права являются граждане. Статья 67 Конституции Украины возлагает на всех граждан обязанность уплачивать налоги и сборы в порядке и раз ¬ мерах, установленных законом, ежегодно представлять декларации о своем имущественном состоянии и доходах за прошлый год. Граждане всту ¬ пают в правоотношения с государством.

В настоящее время можно выделить два взгляда на объект:

1. Это материальные и нематериальные блага, на которые направлена поведение всех участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

2. Согласно второй позиции - основное в определении объекта правоотношения - это уполномоченное лицо, а именно ее интересами

Определение объекта правоотношения через интерес уполномоченного лица является в значительной степени ориентированным на цивилистической модель правоотношения, где реализуются частные интересы резких субъектов, то есть интересы микро уровня. Что же касается публично-правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно определить объект правоотношения: через интерес уполномоченного лица. В частности, в финансовом правоотношения часто трудно бывает установить, какая сторона правоотношения является уполномоченным, а какая обязанной. Н-д, право налогового органа на проведение проверки является его обязанностью. сформулированным как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Итак, под объектом финансового правоотношения необходимо понимать, на что направлено поведение участников финансовых правоотношений, вызвана их интересами в пределах принадлежащих им правах и обязанностях.

Объекты финансовых правоотношений разнообразны. Все объекты финансовых правоотношений могут быть разделены на две группы:

И) отделимы от материального содержания правоотношений - где такие объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) мира, который нас окружает. К ним относятся:

а) налоги:. ,

б) сборы;

в) пошлина

г) бюджетные ассигнования;

д) субсидии - помощь в денежной форме или натурой, дается

государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов юридическим или физическим лицам, др.. государствам;

е) бюджетные кредиты;

ж) бюджетные ссуды;

з) дотации, субвенции;

к) штраф, пеня;

л) проекты бюджетов;

м) бюджеты (как законы) и др..

2. Неотделимы - это те объекты, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансовых правоотношений, неотделимых от их материального содержания. Их виды:

а) государственный и финансовый контроль;

б) деятельность по поводу установления предприятию коммунальной формы собственности порядка распределения прибыли и др..

Объект финансовых правоотношений связан с интересом государства, которую представляет уполномоченный орган.

Объект финансовых правоотношений - это фонды средств, которые формируются, распределяются и ис ¬ стовуються результате реализации субъективных прав финансово-кредитных органов и юридических обязанностей другой стороны финан ¬ вых правоотношений. Объект финансовых правоотношений связан ¬ ный с интересом государства, которое представляет уполномоченный орган.

Для возникновения финансового правоотношения издания нормативного акта недостаточно, поскольку они устанавливают лишь типичные признаки для возникновения финансовых правоотношений, Так, налоговое законодательство устанавливает. Типичную признак налогового субъекта - наличие самостоятельного источника доходов. Но чтобы гражданин: стал субъектом налоговых правоотношений необходим определенный юридический факт, а именно - индивидуальный финансовый акт - декларация о доходах, которые получил этот гражданин.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. жизненные обстоятельства, приводящие в действие нормы права, в результате чего наступают определенные последствия - возникновение, изменение и прекращение в отдельных юридических или физических лиц финансовых прав или обязанностей.

В финансовых правоотношениях юридические факты делятся на:

1. действия

А) правомерные - волевое поведение, предусмотрена финансово-правовой нормой. В свою Черч они делятся на: а) юридические акты, которые могут быть индивидуальными - правомерное действие участника финансовых отношений, направленная на получение правового результата (например: смета бюджетного учреждения, представление в налоговую инспекцию декларации о доходах), б) юридические поступки - правомерное действие, что приводит правовые последствия, связанные с фактом волевого действия, которое не зависит от желания субъекта отношений (например: налогоплательщик заявляет о сокрытии им дохода, который подлежал налогообложению) в) правомерные действия, которые направлены на поддержку финансовых интересов государства (например спонсорские взносы);

Б) неправомерные - поведение, не соответствует требованиям финансово-правовых норм (нецелевое использование бюджетных средств);

2. события - обстоятельства, не зависящие от воли их участников, но влекут за собой финансовые правоотношения (например: рождение ребенка предоставляет одному из родителей право на ежемесячное уменьшение налогооблагаемого дохода на один необлагаемый минимум).

Изменение финансовых правоотношений не может быть проведена за волеизъявлением их участников. Она осуществляется на основании нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. (Например: факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения).

Прекращение финансовых правоотношений происходит также в строго установленных нормативными актами случаях (например погашения финансового долга в срок, использование выданных бюджетных ассигнований).

Финансовые правоотношения - это урегулированные финансово-правовыми нормами общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей в сфере мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии