Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Говоря о проведении классификации вообще, полезно вспомнить слова Пуанкаре "Классификация не может быть вольготно, а только удобной". Именно поэтому, при проведении классификации определенных понятий следует руководствоваться научно-обоснованными тезисами.

 

В литературе существует не одно обоснование того, как проводить классификацию финансового контроля.

Любая классификация имеет познавательное и практическое значение при условии, если она основывается на наиболее существенных признаках.

Финансовый контроль классифицируется по видам, формам и методам.

В диалектической логике категория "вид" трактуется как подчиненное понятие, которое имеет все свойства более общего понятия ("рода"), но имеет некоторые специфические свойства, отделяя его от других предметов данного рода.

Форма (лат. - forma) - способ организации, предмет процесса, явления. Под формой контроля понимаются отдельные стороны проявления содержания контроля, в зависимости от времени осуществления контрольных действий.

Метод - форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого. К методам контроля относятся конкретные средства, которые применяются при осуществлении контрольной функции.

В основу классификации на виды, формы, методы следует положить в качестве критерия следующее:

1. При разделении по видам - субъект, осуществляющий контрольные полномочия.

2. При разделении по формам - время.

3. При разделении по методам - способ осуществления контрольных полномочий и источник используемой информации.

Формы финансового контроля:

1. Предварительный финансовый контроль - проводится до осуществления операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, т.е. на стадии разработки прогнозных расчетов по бюджету и плану.

Цель - проверка обоснованности расчетов и поиск возможности более эффективного их использования.

Он проводится до начала реализации решений, осуществления финансовых операций. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии разработки и принятия законов и других нормативных актов по финансовым вопросам. С этой целью осуществляется квалифицированная экспертная оценка финансовых результатов внедрения того или иного решения, может быть принят. При этом предыдущий финансовый контроль обеспечивает объективность оценки целесообразности принятия или непринятия соответствующего решения. Как правило, предыдущий финансовый контроль всегда осуществляется высшими органами законодательной власти.

2. Текущий (оперативный) контроль - это важная и действенная форма финансового контроля в оперативном управлении финансами. Оперативный контроль осуществляется во время выполнения финансовых планов, в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.п., проведения денежных операций, реализации материальных ценностей.

Оперативный контроль должен решать следующие наиболее важные задачи:

1) предупреждение на стадии зарождения финансовых операций различного рода отклонений, возникновение которых может нарушить установленный нормами закона режим функционирования определенного субъекта хозяйства;

2) снижение возможности возникновения отклонений непосредственно во время деятельности предприятия;

3) выявление допущенных отклонений.

Цель состоит в том, чтобы достичь наиболее рационального использования финансовых ресурсов, выявить дополнительные возможности для увеличения доходов и уменьшения расходов. Этот контроль применяется на предприятиях и других организациях хозяйствования, финансовых органов и кредитных учреждений, в министерствах и ведомствах. Текущий контроль осуществляется систематически, ежедневно, путем рассмотрения текущей оперативной информации и экономического анализа периодической и годовой отчетности предприятий, учреждений и нижестоящих финансовых органов и т.д.. Он связан с процессом оперативного управления и регулирования производственной и финансовой деятельностью и его внутренних подразделений. Эта форма контроля осуществляется с помощью бухгалтерского учета. Как правило, он осуществляется органами непосредственного управления финансовой деятельностью. Хотя здесь также задействованы все субъекты финансовых правоотношений.

3. Последующий контроль - заключается в проверке соответствия произведенных расходов и рассмотренных результатов, по ассигнованных сумм и определенном в бюджете предмета финансирования; заключительной оценке произведенных расходов за текущий бюджетный год; утверждению финансовых отчетов главных и ниже стоящих распорядителей ассигнований. Он проводится по результатам финансово-хозяйственной деятельности, при рассмотрении и утверждении отчетов, анализе выполнения задач, после проведения денежных операций, списания материальных ценностей. Осуществляется путем ревизии, проверки, инвентаризации. Он позволяет определить состояние финансовой дисциплины, причины ее нарушения, пути устранения недостатков.

Цель - возместить понесенный ущерб, привлечь виновных к ответственности и проконтролировать деятельность предприятий в части выполнения обязательств перед бюджетом по внесению платежей, сборов и отчислению налогов и проч.

Следующий финансовый контроль осуществляется всеми субъектами финансово-правовых отношений, но каждый из них осуществляет этот контроль на своем уровне и в пределах предоставленной ему государством компетенции.

Все названные формы финансового контроля осуществляются непосредственно финансовыми работниками структур, занимающихся производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью, а также владельцами финансовых ресурсов.

В финансовом праве различают еще обязательный и инициативный финансовый контроль.

- Обязательный осуществляется:

а) в силу требований нормативных актов (н-р, контроль Счетной палаты за исполнением бюджета по итогам года).

б) по решению компетентных органов государства (н-р, налоговой администрации с целью выяснения полноты выполнения налогоплательщиками их финансовых обязательств перед государством), прокуратуры (с целью выяснения соблюдения законности в стране), суда (с целью установления истины в ходе рассмотрения конкретного судебного дела) и т.д.

- Инициативный финансовый контроль осуществляется на основании собственных решений хозяйствующих субъектов. Эта форма финансового контроля приобретает сегодня большее значение и распространяется в связи с развитием рыночных отношений и осуществляется преимущественно через аудиторские проверки.

Финансовый контроль осуществляется различными методами.

Методы финансового контроля - это приемы, средства, способы его осуществления. Они разнообразны и зависят от различных факторов:

а) субъекту контроля;

б) объекта контроля;

в) целей и задач, стоящих перед субъектом контроля;

г) оснований возникновения контрольных правоотношений и др..

К методам финансового контроля относятся:

1. Проверка.

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.

3. Отчеты о финансовой деятельности на сессиях советов, заседаниях органов государственной исполнительной власти.

4. Инвентаризации.

5. Ревизии.

Методы финансового контроля следует различать от методики проведения проверок, ревизий. Методика - это конкретные приемы и средства конкретных действий. Она показывает как, в каком порядке проводить проверку, с чего начинать и чем заканчивать ее. Разработаны методики проверки сохранности наличности в кассах, хранения и расходования материальных ценностей на предприятиях и организациях и др.. Методика контроля разрабатывается с учетом форм собственности, организационной структуры и др.. Особенностей объектов, которые контролируются.

1. Проверка - является наиболее существенным методом контроля - это обследование и изучение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций или их подразделений. Проверки подразделяются на:

а) текущие - проводятся всеми контролирующими органами по вопросам, входящим в их компетенцию. Н-д, МФУ и его органы на местах проводят текущие проверки введения новых методов бухгалтерского учета и контроля предприятий, учреждений, организаций. Текущие проверки являются способом оперативного контроля конкретных операций хозяйственной деятельности, не требуя применения сложных методик;

б) тематические - это средство текущего хозяйственного контроля выполнения субъектами хозяйствования хозяйственных и финансовых операций (использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов обеспечения сохранения государственной собственности). Тематические проверки схожи с текущими, но они проводятся по более широкому кругу показателей с применением методов экономического анализа, привлечения специалистов различного профиля. Тематические проверки проводятся нерегулярно и их последствия оформляются докладной запиской.

Соответствии с Приказом ГНА Украины от 15 октября 2004 года № 599 «Об утверждении Методических рекомендаций и новой редакции образцов форм актов проверок»

Плановой документальной проверкой считается проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, которая проводится на основании статьи 2 Указа Президента Украины от 23.07.98 N 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" и предусмотрена в плане работы налогового органа.

Плановой выездной проверкой считается проверка налогоплательщика относительно своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты им налогов и сборов (обязательных платежей), которая предусмотрена в плане работы органа государственной налоговой службы и проводится по местонахождению такого налогоплательщика или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка.

Плановая выездная проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика по письменному решению руководителя соответствующего органа государственной налоговой службы не чаще одного раза в календарный год.

Запрещается проведение плановых выездных проверок по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами.

Продолжительность плановой выездной проверки не должна превышать 20 дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - 10 дней.

Продление сроков проведения плановой выездной проверки возможно только по решению суда на срок не более 10 дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - 5 дней.

Внеплановой документальной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы налогового органа и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных статьей 3 Указа Президента Украины от 23.07.98 N 817/98.

Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законов Украины о налогообложении. валютного законодательства. если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;

2) налогоплательщиком не представлены в установленный срок налоговую декларацию или расчеты, если их представление предусмотрено законом;

3) выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;

4) налогоплательщик подал в установленном порядке жалобу о нарушенным законодательства должностными лицами органа государственной налоговой службы во время проведения плановой или внеплановой выездной проверки, в которой требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки;

5) проводится реорганизация (ликвидация) предприятия;

6) относительно налогоплательщика (должностного лица налогоплательщика) в порядке. установленном законом, налоговой милицией заведено оперативно-розыскное дело, в связи с чем имеется необходимость в проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности такого налогоплательщика.

Внеплановая выездная проверка может осуществляться только на основании решения суда. Орган государственной налоговой службы, инициирующий проведение внеплановой выездной проверки, подает в суд письменное обоснование оснований такой проверки и даты ее начала и окончания, состав лиц, которые будут проводить такую проверку, документы, соответствующая части шестой этой статьи свидетельствуют о возникновении оснований для проведения такой проверки, информацию о виде и количестве проверок, проведенных органами государственной налоговой службы относительно субъекта хозяйственной деятельности и последствия таких проверок за предыдущие три года, а также по требованию суда - другие сведения. В рассмотрении вопроса о предоставлении разрешения на проведение внеплановой выездной проверки имеют право принимать участие представители субъекта хозяйственной деятельности. Сообщение о месте, дате и времени рассмотрения вопроса о предоставлении разрешения на проведение внеплановой выездной проверки направляется не позднее чем за три рабочих дня до даты такого рассмотрения.

Продолжительность внеплановой выездной проверки не должна превышать 10 дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - 5 дней.

Продление сроков проведения внеплановой выездной проверки возможно только по решению суда на срок не более 5 дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - 2 дня.

Плановая и внеплановая проверка может быть комплексной. Комплексная проверки (определение "комплексная проверка" употребляется исключительно для нужд настоящего Порядка) - это документальная проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которой охватываются вопросы полноты начисления и своевременности уплаты всех видов налогов. сборов, других обязательных и других платежей, контроль за которыми возложен на органы государственной налоговой службы Украины.

Встречная проверка (определение "встречная проверка" употребляется исключительно для нужд настоящего Порядка) - внеплановая документальная проверка предприятия по вопросам финансово-хозяйственной деятельности в подтверждение взаимоотношений и состояния расчетов контрагентами.

Камеральная проверка - это проверка, которая проводится контролирующим органом; исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, без проведения каких-либо других видов проверок налогоплательщика.

Работникам налоговой милиции запрещается участвовать в проведении плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщиков, которые проводятся органами государственной налоговой службы, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении таких налогоплательщиков (должностных лиц плательщиков налогов), находящихся в их производстве.

Должностные лица органа государственной налоговой службы вправе приступить к проведению плановой или внеплановой выездной проверки при наличии оснований для их проведения, определенных этим и другими законами Украины, и при условии предоставления налогоплательщику под расписку:

1. направления на проверку;

2. копии решения суда о разрешении на проведение внеплановой выездной проверки.

Руководители имеют право не допускать проверяя в случаях предусмотренных законодательством:

1. при недопущении графиков проведения плановых проверок, если за 10 дней до начала проверки юридическое лицо письменно не сообщили о ее проведении;

2. если контролер не предъявил служебного удостоверения на проверку.

2.Анализ финансово-хозяйственной деятельности государства - является важным сугубо экономическим методом осуществления контроля, потому что:

а) анализ исполнения бюджета позволяет выявить резервы выполнения доходной части бюджета и экономного расходования государственных средств (его данные используются при составлении проекта бюджета на следующий год);

б) анализ выполнения сметы бюджетного учреждения, представляет собой один из методов проверки финансовой и оперативной деятельности учреждения путем сопоставления данных учета и отчетности с показателями утвержденных смет (результаты анализа используются при составлении сметы на следующий год);

в) анализ хозяйственной деятельности имеет целью - контроль за выполнением плана по качественным и количественным показателям, определение возможности дальнейшего развития и улучшения деятельности предприятий и организаций путем мобилизации внутренних резервов.

Итак, основная цель анализа - оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятий и организаций и на этой основе выявление резервов дальнейшего улучшения их деятельности.

4. Инвентаризация - это периодическая проверка наличия ценностей, находящихся на балансе, их сохранности, правильности хранения, обязательств и прав на получение средств, а также ведения складского хозяйства и реальности данных учета. Она позволяет осуществить контроль за сохранностью материальных ценностей, выявить, устранить возможные ошибки в учете в работе материально-ответственных лиц.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии