Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В конце XX - начале XXI в. в психологической науке усиливается внимание к методологических, теоретических и экспериментальных проблем психологии общения. Это вызвано тем, что без глубокого научного понимания процесса общения невозможно создать общую теорию формирования психики человека и его развития как личности

, разработать научно обоснованные методические рекомендации для практической работы в сферах обучения и воспитания, труда, досуга, здравоохранения. Поэтому общение является базовой категорией психологической науки.

Люди постоянно взаимодействуют между собой, что является необходимой предпосылкой удовлетворения их потребностей. Ни человеческое сообщество не может эффективно действовать, если индивиды, входящих в нее, не установят между собой контакт и не достигнут должного взаимопонимания. Вся история человечества является историей взаимодействия людей. Одной из важнейших форм такого взаимодействия является общение.

Общение - процесс взаимодействия между двумя или несколькими лицами, заключающийся в обмене информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

В общении реализуется потребность одного человека в другой. Через него люди организуют различные виды теоретической и практической деятельности, обмениваются информацией, достигают взаимопонимания, взаимно влияют друг на друга, формируют свое мировоззрение. В общении они развиваются физически и духовно, формируются как общественные субъекты.

Деятельность и общение. Распространено понимание общения как деятельности. Об этом свидетельствуют такие часто применяемые выражения, как «коммуникативная деятельность», «деятельность общения», «общение как вид деятельности» и другие. При этом на процессы общения пытаются распространять теоретические утверждения, раскрыты при изучении предметно-практической деятельности.

Однако анализ общение только в системе понятий деятельности имеет трудности. Так, одним из важнейших факторов деятельности является мотив. Если рассматривать даже самый вариант общения между двумя индивидами, то оказывается, что каждый из них, вступая в общение, имеет свой мотив. Эти мотивы, как и цели, не совпадают. Возникает вопрос: чей мотив становится мотивом их общения? Отвечая на него, следует учесть, что мотивы и цели в общении могут как сближаться по содержанию, так и удаляться. Итак, уже с самого начала обнаруживается невозможность анализировать общения в понятиях деятельности. Не меньшие трудности возникают и при определении субъекта и объекта. Вот почему общение как процесс не тождественным деятельности и требует специфического подхода.

Выполняя совместной деятельности, индивид объединяется с другими людьми, общается с ними, добивается взаимопонимания, сообщает какую-то информацию, получает сообщения от других. При этом общение является частью деятельности, ее информационным аспектом, коммуникацией. Это общение первого рода.

Но, создав продукт (машину, песню, книгу), куда вошли общения как коммуникация, человек через него представляет свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других. Создан предмет одновременно является и предметом деятельности, и средством утверждения человека в общественной жизни, потому что его изготовили для других людей. Он опосредствует отношения между людьми: общение становится производством совместного продукта - в нем воплощаются части Я производителя и потребителя. Это общение второго рода. Если общение первого рода было частью совместной деятельности, то по общению второго рода эта деятельность является существенным аспектом. Итак, общение и деятельность образуют неразрывное единство.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии