Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Среди многих исследователей бытует мнение, что мышление возникает в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - Маловыразительные, не очень четкое впечатление, будто сигнализирует: «что-то не так», «что-то не то». Это означает, что в своей деятельности человек сталкивается на неизвестное и непонятное

, что вызывает у нее интеллектуальные трудности. Она анализирует ситуацию, выясняет, пытается понять ее детали, фиксируя и то, что не удается познать или понять. В процессе осознания проблемная ситуация становится для человека задачей. Содержание задачи определяет объективная ситуация. Сама задача - понятие субъективное.

Объективная ситуация становится задачей только для субъекта, который осознает, что он чего-то важного в ней не знает. Формулировка задачи свидетельствует о том, что хотя бы приблизительно удалось установить известные и неизвестные величины.

В решении задач выделяют несколько этапов:

1. Осознание содержания задачи. Уже при первом чтении задачу разделяют на условие и требование, то есть устанавливают, что известно и задано, а что надо определить установить. Анализируя условие, проявляют известные величины и связи и зависимости между ними, а также их связи с неизвестным. От четкости и полноты анализа условия зависит скорость и правильность операции синтеза, позволяющая высказать догадку о пути решения задачи.

2. Формулировка гипотезы. Фактически это - выбор стратегии решения, т.е. доминирующей тенденции в интеллектуальной поведении субъекта, который решает задачу. Она определяет последовательность выполнения действий и зависит от качества анализа условия и опыта решения других задач. Чем больше опыт разрешения подобных задач, тем легче удается установить сходство между ними и на основе обобщения перенести способ решения известных задач на решение новой. Значительно облегчает такую работу использование знаковой символики. В зависимости от того, какие величины и связи в условии задачи выбирают за основные ориентиры, может быть выдвинуто одно или несколько альтернативных гипотез. Правдоподобие гипотезы тем больше, чем большее количество величин и связей, отраженных в условии задачи, учтены при ее формулировке.

3. Проверка гипотезы. Она может проводиться различными способами. Самым распространенным из них является практическое применение гипотезы к решению задачи.

Сам процесс решения является непрерывной взаимодействием субъекта с объектом, в которой субъект через анализ и синтез раскрывает отношения между данным (известным) и искомым, пытается определить искомое, выявляя его отношение к данным. В процессе рассуждения в условие задачи вводятся все новые и новые данные, полученные в ходе анализа и синтеза. Результаты предыдущих мыслительных операций становятся основой для последующих шагов мышления. Вследствие этого отраженную в условии задачи ситуацию субъект переосмысливает, переформульовуе. В этом процессе другим становится и задача, которую необходимо ему решать. Поэтому процесс решения задачи - это последовательные многочисленные переформулирование условия вплоть до получения конечного результата.

Если гипотеза не подтверждается, субъект вновь возвращается к условию задачи и путем дополнительного анализа пытается установить, что было пропущено или не учтены в гипотезе.

Иногда после длительных и неудачных попыток справиться с задачей решение возникает внезапно, спонтанно. Таких примеров в истории науки немало. Это случалось, в частности, русским химиком Дмитрием Менделеевым (1834-1907), французским математиком Анри Пуанкаре (1854-1912) и другими исследователями. Для обозначения этих случаев гештальтпсихология использует термин «инсайт» - прозрение, постижение. Представители Вюрцбургской школы немецкие психологи Макс Вертгеймер (1880-1943) и Карл Дункер (1903-1940) рассматривали инсайт как особый таинственный акт, противопоставляя его другим интеллектуальным операциям. На самом деле ничего мистического в нем нет. Внезапная догадка является завершением предыдущей длительной аналитико - синтетической деятельности не только коры, но и глубинных отделов головного мозга над задачей, о котором человек долгое время думала, полностью ее захватило.

Таким образом, процесс решения задачи является ярким примером объединения в процессе мышления различных мыслительных операций.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии