Среди многих исследователей бытует мнение, что мышление возникает в проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - Маловыразительные, не очень четкое впечатление, будто сигнализирует: «что-то не так», «что-то не то». Это означает, что в своей деятельности человек сталкивается на неизвестное и непонятное
, что вызывает у нее интеллектуальные трудности. Она анализирует ситуацию, выясняет, пытается понять ее детали, фиксируя и то, что не удается познать или понять. В процессе осознания проблемная ситуация становится для человека задачей. Содержание задачи определяет объективная ситуация. Сама задача - понятие субъективное.
Объективная ситуация становится задачей только для субъекта, который осознает, что он чего-то важного в ней не знает. Формулировка задачи свидетельствует о том, что хотя бы приблизительно удалось установить известные и неизвестные величины.
В решении задач выделяют несколько этапов:
1. Осознание содержания задачи. Уже при первом чтении задачу разделяют на условие и требование, то есть устанавливают, что известно и задано, а что надо определить установить. Анализируя условие, проявляют известные величины и связи и зависимости между ними, а также их связи с неизвестным. От четкости и полноты анализа условия зависит скорость и правильность операции синтеза, позволяющая высказать догадку о пути решения задачи.
2. Формулировка гипотезы. Фактически это - выбор стратегии решения, т.е. доминирующей тенденции в интеллектуальной поведении субъекта, который решает задачу. Она определяет последовательность выполнения действий и зависит от качества анализа условия и опыта решения других задач. Чем больше опыт разрешения подобных задач, тем легче удается установить сходство между ними и на основе обобщения перенести способ решения известных задач на решение новой. Значительно облегчает такую работу использование знаковой символики. В зависимости от того, какие величины и связи в условии задачи выбирают за основные ориентиры, может быть выдвинуто одно или несколько альтернативных гипотез. Правдоподобие гипотезы тем больше, чем большее количество величин и связей, отраженных в условии задачи, учтены при ее формулировке.
3. Проверка гипотезы. Она может проводиться различными способами. Самым распространенным из них является практическое применение гипотезы к решению задачи.
Сам процесс решения является непрерывной взаимодействием субъекта с объектом, в которой субъект через анализ и синтез раскрывает отношения между данным (известным) и искомым, пытается определить искомое, выявляя его отношение к данным. В процессе рассуждения в условие задачи вводятся все новые и новые данные, полученные в ходе анализа и синтеза. Результаты предыдущих мыслительных операций становятся основой для последующих шагов мышления. Вследствие этого отраженную в условии задачи ситуацию субъект переосмысливает, переформульовуе. В этом процессе другим становится и задача, которую необходимо ему решать. Поэтому процесс решения задачи - это последовательные многочисленные переформулирование условия вплоть до получения конечного результата.
Если гипотеза не подтверждается, субъект вновь возвращается к условию задачи и путем дополнительного анализа пытается установить, что было пропущено или не учтены в гипотезе.
Иногда после длительных и неудачных попыток справиться с задачей решение возникает внезапно, спонтанно. Таких примеров в истории науки немало. Это случалось, в частности, русским химиком Дмитрием Менделеевым (1834-1907), французским математиком Анри Пуанкаре (1854-1912) и другими исследователями. Для обозначения этих случаев гештальтпсихология использует термин «инсайт» - прозрение, постижение. Представители Вюрцбургской школы немецкие психологи Макс Вертгеймер (1880-1943) и Карл Дункер (1903-1940) рассматривали инсайт как особый таинственный акт, противопоставляя его другим интеллектуальным операциям. На самом деле ничего мистического в нем нет. Внезапная догадка является завершением предыдущей длительной аналитико - синтетической деятельности не только коры, но и глубинных отделов головного мозга над задачей, о котором человек долгое время думала, полностью ее захватило.
Таким образом, процесс решения задачи является ярким примером объединения в процессе мышления различных мыслительных операций.