Основой любого вида профессиональной деятельности является профессиональная, этическая, психологическая составляющие. Но анализ различных видов профессиональной деятельности показывает, что значение, место этих
составляющих у них разное. Основой профессионализма всем видам деятельности, безусловно, профессиональная составляющая - знания, умения, навыки в соответствующей сфере профессиональной деятельности. Не совсем определенной, однозначной, является роль этической и психологической составляющих - этической и психологической культуры носителя соответствующей профессии. Во многих случаях данные аспекты профессиональной деятельности просто игнорируются, особенно в инженерно-технической деятельности. Все это свидетельствует сугубо технократический подход к понятию профессионализма, недостаточное внимание ценностным, личностным, психологическим основам профессиональной деятельности человека и его жизнедеятельности в целом.
Приведем примеры и проанализируем, с точки зрения роли в их структуре этических и психологических основ, некоторые профессии.
Так, в деятельности токаря, слесаря, сварщика, программиста этическая, а особенно психологическая, составит не играют относительно доминирующего значения. Хотя любой вид профессиональной деятельности имеет в себе этическую составляющую - на что результаты профессиональной деятельности направлены или могут быть направлены - на реализацию идеи добра или зла, результаты деятельности наносят вред здоровью человека, ведут к экологическим проблемам, могут привести к гибели людей и др. . Относительная некомуникативнисть этих профессий может говорить о недоминантнисть также психологической составляющей.
Другой подход к анализу таких профессий как врач, судья, милиционер. В них важным элементом профессионализма, кроме профессиональной составляющей, возникает нравственность человека. Психологический фактор профессионализма в данных профессий, за исключение врача-психотерапевта, милиционера-следователя, относительно не является доминантным, хотя видим рост его роли.
Совсем другую ситуацию видим в профессиях учителя, воспитателя, профессиях, в основе которых взаимодействие с клиентами (бизнес, банковская деятельность, торговля и др.)., Управленческая деятельность (деятельность менеджера) и др.. В этих сферах профессиональной деятельности профессионализм определяется совокупностью всех составляющих - профессиональной, этической, психологической.
Профессиональный аспект деятельности менеджера, в отличие от других профессий, является совокупностью производственной и управленческой деятельности.
Анализ теории и практики управленческой деятельности в организациях дает возможность сделать вывод, что профессионализм менеджера является системным явлением и определяется совокупностью таких его составляющих:
знания, умения, навыки в сфере управленческой деятельности;
профессиональные знания, умения, навыки в соответствующей производственной сфере;
этическая культура;
психологическая культура.
Особое значение этические и психологические основы менеджмента деятельности организаций получили на рубеже XXI века. Выражение "XX век - век технологий, XXI век - век психологии, этики" актуализируется в сфере экономики, бизнеса.
Известный менеджер ХХ века Ли Якокка ключевым постулатом искусства управления установил следующий: "Умение контактировать с людьми - это все и вся" [75]. Другой, не менее известный менеджер Джек Уэлч, который более 20 лет (до 2001 г.) возглавлял компанию "Дженерал электрик", акцентирует внимание на таком аспекте деятельности менеджера: "В новом тысячелетии, полном жесткой конкуренции, необходимо вести людей к цели, а не командуя ими, а зажигая, вдохновляя их "[67].
Исходя из объекта нашего рассмотрения - управление в организации, основой которого является руководство людьми, подчеркнем доминирующую роль в деятельности менеджера именно психологической культуры.
Разнообразные попытки ученых и практиков исследовать феномен психологии управления в организациях позволяют сформулировать предмет этой области знания.
Предмет психологии управления в организациию - психологические закономерности управленческой деятельности, совокупность психологических явлений и отношений в организации.
Важно также отметить, что психология управления методологически базируется на двух основаниях - теория управления и психологическая теория.
Изучением особенностей управления как специального вида деятельности в организации и подготовки людей к ее выполнению занята специальная наука - теория управления организациями (теория менеджмента организаций). Она изучает закономерности управления организациями, социальные факторы и условия, влияющие на его эффективность. Чисто психологическими аспектами управления занята психология, в первую очередь социальная психология.
Задача психологии управления в организации
Как наука, психология управления продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью организации и ее работниками. Она охватывает такие проблемы и задачи [38]:
- Психологические особенности управленческой деятельности;
- Психологические особенности деятельности руководителя;
- Психологические особенности управления трудом;
- Психологические особенности управления людьми;
- Психологические особенности управления организацией как целостной системы;
- Соотношение «индивидуального» и «группового» в управлении;
- Психологические основы отбора и обучения управленческих кадров;
- Психология решения управленческих задач (психология принятия управленческих решений);
- Коммуникативные (социально-психологические) аспекты управления людьми и организацией в целом;
- Психологические основы рекламной деятельности в организациях;
- Психологические особенности создания имиджа организации и руководителя и др..
Как и любая наука, психология управления оперирует определенными категориями - фундаментальными понятиями, характеризующими наиболее закономерные, существенные связи и отношения в организованной деятельности людей. Формирование системы категорий этой относительно молодой науки еще не завершено, хотя некоторые из них уже получили статус опорных и вокруг них концентрируется соответствующая проблематика, а также другие категории.
Ключевыми категориями психологии управления является "управление", "руководство", "менеджмент", "руководитель", "менеджер" и "организация".
Относительно деятельности организации срок управления используется в следующих основных значениях:
функция, специальный вид деятельности в организации;
определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению;
специальная отрасль знаний, которая способствует осуществлению работы по управлению.
Руководство является составной частью управления. Его основные отличия в том, что руководство:
ограничивается воздействием на людей и их общности;
предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными;
призвано побуждать деятельность в соответствии с намерениями руководителя.
Руководство - это произвольная (целенаправленная) воздействие на управляемых людей и их общности, которая приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, в соответствии с намерениями руководителя.
Руководство можно назвать управлением, но далеко не каждое управление является руководством. Управление выступает более широким понятием, что означает направленное действие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств. Понятие "управление" относится не только к техническим ("машина - машина"), социотехнических ("человек - машина"), так и социальных ("человек - человек") систем.
Не совсем однозначным и определенным является понятие "менеджмент". Очень часто оно используется как синоним понятия "управление" и понятие "руководство". Признанный авторитет в области теории менеджмента П. Друкер считает, что срок менеджмент труден для понимания и употребляется очень свободно в различных значениях. Во-первых, имея специфически американское происхождение он не переводится на другие языки, в том числе на английский язык Великобритании. В словаре современного английского языка термин "менеджмент" переведено как "управление", "заведование", "руководство", "дирекция", "администрация" и т.п.. Во-вторых, мы видим тенденцию содержательного сведения в нем различных принципов, ролей, видов деятельности, функций.
Чаще всего используются такие подходы в определении сущности и содержания менеджмента: функция управления, процесс, люди, которые управляют организацией, орган или аппарат управления, наука управления, искусство управления. Но все исследователи сходятся на том, что менеджмент - это прежде всего управление людьми, наука о человеке, его интересы, поведение и взаимодействие с другими людьми в организации [70].
В процессе анализа вопросы психологии управления будем придерживаться подхода, который определяет понятие менеджмента и управления как синонимичные.
Психология управления активно пользуется терминами "менеджер" и "руководитель", которые также можно использовать как синонимы.
Менеджер (руководитель) - субъект, выполняющим управленческие функции, специалист, осуществляющий управленческую деятельность в организации; лицо, организует конкретную работу определенного количества работников.
Что касается термина - организация, то существует много его значений и определений. Наиболее распространенными являются следующие определения понятия организации:
организация как социальный институт (учреждение, предприятие и др.)., объединение людей, определенная структура, в рамках которой и может быть достигнута общая для всех цель;
организация как процесс, как функция управления;
организация как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференцированных частей целого.
Психология управления в организациях послуговують анализом и использованием различных определений понятия организации. Что касается термина "организация" в контексте "психология управления в организациию", то понятие определяется как "социальный институт", "объединение людей", "структура" и т.п..
В психологии управления используются и другие важные категории, среди которых выделим: управленческую деятельность, человеческий фактор, психологию труда, управление людьми (персоналом), управление организацией, стили руководства, мотивации, коммуникации и др..
Проблемы определения структуры и содержания психологии управления в организациию базируются на определенных исторических тенденциях исследования психологических основ управления в организации.
Исторические и современные тенденции исследования проблемы психологических основ управления мы будем рассматривать в следующем подразделе. Но в контексте рассмотрения вопроса предмета психологии управления в организации нужно отметить, что исследование психологических аспектов менеджмента организаций в западной и отечественной науках имеет различное структурное и содержательное оформление. На Западе это направление психологии имеет в основном три составляющие, связанные и изучением в организациях психологических проблем труда, деятельности персонала и развития организации как единого целого, которые объединены в целостную систему. У нас это направление имеет только две составляющие (психологию труда и психологию управления), развивались преимущественно отдельно и практически не сопровождались анализом организации как специального социального образования.
Различия в структурном оформлении, на наш взгляд, оговариваются также различными подходами в определении предмета исследования, применяемые на Западе и у нас. Так, термин "организация", который является одним из ключевых в исследованиях западных ученых, у нас, за исключением последних лет, практически не использовался. Основном использовался термин "трудовой коллектив", который, при определенной сходства, несет в себе другое сущностное и содержательное наполнение, чем термин "организация".
Существуют также определенные различия в содержании проблематики исследований психологии управления в организации. В отечественных исследованиях, в отличие от западных, обнаруживаются преимущественно следующие тенденции [19]:
управление рассматривается вне его связи с определенным социальным образованием (организацией), в котором оно осуществляется, т.е. его будто вырывают из определенного социального контекста;
управление рассматривается только как управление персоналом и практически не имеет отношения к управлению организацией в целом;
управление рассматривается с позиций субъекта управления (руководителя), то есть как односторонний процесс, без учета анализа объекта управления как составляющей этого процесса.
Вследствие этого сужается круг проблем, существенных для анализа управленческого процесса, и в определенной степени снижается, на наш взгляд, эффективность исследований их.
Необходимость международной интеграции Украины и значительные теоретические и практические достижения в области психологии управления западных стран ставят перед отечественной теорией и практикой менеджмента вопрос учета зарубежных структурных и содержательных подходов к определению сущности и содержания вопросы управления в организации. В этом плане, по мнению В. Каган, термин "организационная психология" следует воспринимать как американизм, а как свидетельство нового отношения к управлению [19].
Определенный опыт в этом плане наработан в России, в Московском университете, где уже началась подготовка специалистов по специальности "организационная психология и психология труда" с учетом международных традиций. По такому принципу работают и в Центральной Европе, в бывших странах социалистической ориентации.
Однако, переход на западные методологические подходы к психологии управления требует изменений в сознании ученых и практиков, а также соответствующего научного и методического обеспечения - на что нужно время.
Поэтому, дополняя мнению известного отечественного исследователя в сфере организационной психологии Л.Н. Карамушка, который акцентирует внимание на необходимости поиска "компромиссных" вариантов решения проблемы на этом этапе, по нашему мнению, сочетание западных и отечественных подходов к психологии управления мы можем осуществлять в пределах одного направления - «психология управления в организации" при структурном и содержательном ее наполнении тремя составляющими западного подхода к менеджменту - управление работой, управление людьми и управление организацией как единым целым, объединенных в целостную систему [19].