Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Основой любого вида профессиональной деятельности является профессиональная, этическая, психологическая составляющие. Но анализ различных видов профессиональной деятельности показывает, что значение, место этих

составляющих у них разное. Основой профессионализма всем видам деятельности, безусловно, профессиональная составляющая - знания, умения, навыки в соответствующей сфере профессиональной деятельности. Не совсем определенной, однозначной, является роль этической и психологической составляющих - этической и психологической культуры носителя соответствующей профессии. Во многих случаях данные аспекты профессиональной деятельности просто игнорируются, особенно в инженерно-технической деятельности. Все это свидетельствует сугубо технократический подход к понятию профессионализма, недостаточное внимание ценностным, личностным, психологическим основам профессиональной деятельности человека и его жизнедеятельности в целом.

Приведем примеры и проанализируем, с точки зрения роли в их структуре этических и психологических основ, некоторые профессии.

Так, в деятельности токаря, слесаря, сварщика, программиста этическая, а особенно психологическая, составит не играют относительно доминирующего значения. Хотя любой вид профессиональной деятельности имеет в себе этическую составляющую - на что результаты профессиональной деятельности направлены или могут быть направлены - на реализацию идеи добра или зла, результаты деятельности наносят вред здоровью человека, ведут к экологическим проблемам, могут привести к гибели людей и др. . Относительная некомуникативнисть этих профессий может говорить о недоминантнисть также психологической составляющей.

Другой подход к анализу таких профессий как врач, судья, милиционер. В них важным элементом профессионализма, кроме профессиональной составляющей, возникает нравственность человека. Психологический фактор профессионализма в данных профессий, за исключение врача-психотерапевта, милиционера-следователя, относительно не является доминантным, хотя видим рост его роли.

Совсем другую ситуацию видим в профессиях учителя, воспитателя, профессиях, в основе которых взаимодействие с клиентами (бизнес, банковская деятельность, торговля и др.)., Управленческая деятельность (деятельность менеджера) и др.. В этих сферах профессиональной деятельности профессионализм определяется совокупностью всех составляющих - профессиональной, этической, психологической.

Профессиональный аспект деятельности менеджера, в отличие от других профессий, является совокупностью производственной и управленческой деятельности.

Анализ теории и практики управленческой деятельности в организациях дает возможность сделать вывод, что профессионализм менеджера является системным явлением и определяется совокупностью таких его составляющих:

знания, умения, навыки в сфере управленческой деятельности;

профессиональные знания, умения, навыки в соответствующей производственной сфере;

этическая культура;

психологическая культура.

Особое значение этические и психологические основы менеджмента деятельности организаций получили на рубеже XXI века. Выражение "XX век - век технологий, XXI век - век психологии, этики" актуализируется в сфере экономики, бизнеса.

Известный менеджер ХХ века Ли Якокка ключевым постулатом искусства управления установил следующий: "Умение контактировать с людьми - это все и вся" [75]. Другой, не менее известный менеджер Джек Уэлч, который более 20 лет (до 2001 г.) возглавлял компанию "Дженерал электрик", акцентирует внимание на таком аспекте деятельности менеджера: "В новом тысячелетии, полном жесткой конкуренции, необходимо вести людей к цели, а не командуя ими, а зажигая, вдохновляя их "[67].

Исходя из объекта нашего рассмотрения - управление в организации, основой которого является руководство людьми, подчеркнем доминирующую роль в деятельности менеджера именно психологической культуры.

Разнообразные попытки ученых и практиков исследовать феномен психологии управления в организациях позволяют сформулировать предмет этой области знания.

Предмет психологии управления в организациию - психологические закономерности управленческой деятельности, совокупность психологических явлений и отношений в организации.

Важно также отметить, что психология управления методологически базируется на двух основаниях - теория управления и психологическая теория.

Изучением особенностей управления как специального вида деятельности в организации и подготовки людей к ее выполнению занята специальная наука - теория управления организациями (теория менеджмента организаций). Она изучает закономерности управления организациями, социальные факторы и условия, влияющие на его эффективность. Чисто психологическими аспектами управления занята психология, в первую очередь социальная психология.

Задача психологии управления в организации

Как наука, психология управления продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью организации и ее работниками. Она охватывает такие проблемы и задачи [38]:

- Психологические особенности управленческой деятельности;

- Психологические особенности деятельности руководителя;

- Психологические особенности управления трудом;

- Психологические особенности управления людьми;

- Психологические особенности управления организацией как целостной системы;

- Соотношение «индивидуального» и «группового» в управлении;

- Психологические основы отбора и обучения управленческих кадров;

- Психология решения управленческих задач (психология принятия управленческих решений);

- Коммуникативные (социально-психологические) аспекты управления людьми и организацией в целом;

- Психологические основы рекламной деятельности в организациях;

- Психологические особенности создания имиджа организации и руководителя и др..

Как и любая наука, психология управления оперирует определенными категориями - фундаментальными понятиями, характеризующими наиболее закономерные, существенные связи и отношения в организованной деятельности людей. Формирование системы категорий этой относительно молодой науки еще не завершено, хотя некоторые из них уже получили статус опорных и вокруг них концентрируется соответствующая проблематика, а также другие категории.

Ключевыми категориями психологии управления является "управление", "руководство", "менеджмент", "руководитель", "менеджер" и "организация".

Относительно деятельности организации срок управления используется в следующих основных значениях:

функция, специальный вид деятельности в организации;

определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению;

специальная отрасль знаний, которая способствует осуществлению работы по управлению.

Руководство является составной частью управления. Его основные отличия в том, что руководство:

ограничивается воздействием на людей и их общности;

предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными;

призвано побуждать деятельность в соответствии с намерениями руководителя.

Руководство - это произвольная (целенаправленная) воздействие на управляемых людей и их общности, которая приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, в соответствии с намерениями руководителя.

Руководство можно назвать управлением, но далеко не каждое управление является руководством. Управление выступает более широким понятием, что означает направленное действие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств. Понятие "управление" относится не только к техническим ("машина - машина"), социотехнических ("человек - машина"), так и социальных ("человек - человек") систем.

Не совсем однозначным и определенным является понятие "менеджмент". Очень часто оно используется как синоним понятия "управление" и понятие "руководство". Признанный авторитет в области теории менеджмента П. Друкер считает, что срок менеджмент труден для понимания и употребляется очень свободно в различных значениях. Во-первых, имея специфически американское происхождение он не переводится на другие языки, в том числе на английский язык Великобритании. В словаре современного английского языка термин "менеджмент" переведено как "управление", "заведование", "руководство", "дирекция", "администрация" и т.п.. Во-вторых, мы видим тенденцию содержательного сведения в нем различных принципов, ролей, видов деятельности, функций.

Чаще всего используются такие подходы в определении сущности и содержания менеджмента: функция управления, процесс, люди, которые управляют организацией, орган или аппарат управления, наука управления, искусство управления. Но все исследователи сходятся на том, что менеджмент - это прежде всего управление людьми, наука о человеке, его интересы, поведение и взаимодействие с другими людьми в организации [70].

В процессе анализа вопросы психологии управления будем придерживаться подхода, который определяет понятие менеджмента и управления как синонимичные.

Психология управления активно пользуется терминами "менеджер" и "руководитель", которые также можно использовать как синонимы.

Менеджер (руководитель) - субъект, выполняющим управленческие функции, специалист, осуществляющий управленческую деятельность в организации; лицо, организует конкретную работу определенного количества работников.

Что касается термина - организация, то существует много его значений и определений. Наиболее распространенными являются следующие определения понятия организации:

организация как социальный институт (учреждение, предприятие и др.)., объединение людей, определенная структура, в рамках которой и может быть достигнута общая для всех цель;

организация как процесс, как функция управления;

организация как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференцированных частей целого.

Психология управления в организациях послуговують анализом и использованием различных определений понятия организации. Что касается термина "организация" в контексте "психология управления в организациию", то понятие определяется как "социальный институт", "объединение людей", "структура" и т.п..

В психологии управления используются и другие важные категории, среди которых выделим: управленческую деятельность, человеческий фактор, психологию труда, управление людьми (персоналом), управление организацией, стили руководства, мотивации, коммуникации и др..

Проблемы определения структуры и содержания психологии управления в организациию базируются на определенных исторических тенденциях исследования психологических основ управления в организации.

Исторические и современные тенденции исследования проблемы психологических основ управления мы будем рассматривать в следующем подразделе. Но в контексте рассмотрения вопроса предмета психологии управления в организации нужно отметить, что исследование психологических аспектов менеджмента организаций в западной и отечественной науках имеет различное структурное и содержательное оформление. На Западе это направление психологии имеет в основном три составляющие, связанные и изучением в организациях психологических проблем труда, деятельности персонала и развития организации как единого целого, которые объединены в целостную систему. У нас это направление имеет только две составляющие (психологию труда и психологию управления), развивались преимущественно отдельно и практически не сопровождались анализом организации как специального социального образования.

Различия в структурном оформлении, на наш взгляд, оговариваются также различными подходами в определении предмета исследования, применяемые на Западе и у нас. Так, термин "организация", который является одним из ключевых в исследованиях западных ученых, у нас, за исключением последних лет, практически не использовался. Основном использовался термин "трудовой коллектив", который, при определенной сходства, несет в себе другое сущностное и содержательное наполнение, чем термин "организация".

Существуют также определенные различия в содержании проблематики исследований психологии управления в организации. В отечественных исследованиях, в отличие от западных, обнаруживаются преимущественно следующие тенденции [19]:

управление рассматривается вне его связи с определенным социальным образованием (организацией), в котором оно осуществляется, т.е. его будто вырывают из определенного социального контекста;

управление рассматривается только как управление персоналом и практически не имеет отношения к управлению организацией в целом;

управление рассматривается с позиций субъекта управления (руководителя), то есть как односторонний процесс, без учета анализа объекта управления как составляющей этого процесса.

Вследствие этого сужается круг проблем, существенных для анализа управленческого процесса, и в определенной степени снижается, на наш взгляд, эффективность исследований их.

Необходимость международной интеграции Украины и значительные теоретические и практические достижения в области психологии управления западных стран ставят перед отечественной теорией и практикой менеджмента вопрос учета зарубежных структурных и содержательных подходов к определению сущности и содержания вопросы управления в организации. В этом плане, по мнению В. Каган, термин "организационная психология" следует воспринимать как американизм, а как свидетельство нового отношения к управлению [19].

Определенный опыт в этом плане наработан в России, в Московском университете, где уже началась подготовка специалистов по специальности "организационная психология и психология труда" с учетом международных традиций. По такому принципу работают и в Центральной Европе, в бывших странах социалистической ориентации.

Однако, переход на западные методологические подходы к психологии управления требует изменений в сознании ученых и практиков, а также соответствующего научного и методического обеспечения - на что нужно время.

Поэтому, дополняя мнению известного отечественного исследователя в сфере организационной психологии Л.Н. Карамушка, который акцентирует внимание на необходимости поиска "компромиссных" вариантов решения проблемы на этом этапе, по нашему мнению, сочетание западных и отечественных подходов к психологии управления мы можем осуществлять в пределах одного направления - «психология управления в организации" при структурном и содержательном ее наполнении тремя составляющими западного подхода к менеджменту - управление работой, управление людьми и управление организацией как единым целым, объединенных в целостную систему [19].



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии