Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Анализ зарубежных и отечественных работ по теории управления (теории менеджмента) в организациях позволяет выделить три главных этапа развития этой науки за рубежом (преимущественно США и страны Западной Европы):

 

классические теории управления ("научного управления", "идеальной бюрократии", "науки администрирования") - классический этап;

гуманистические теории ("человеческих отношений", "человеческих ресурсов", "бихевиоризма" - неоклассический этап;

современные теории управления (системная, ситуативная, эмпирическая и др.)..

В этом разделе проанализируем первые два этапа развития теории и практики управления.

Классические теории управления (конец XIX в. - 20-е годы XX в.)

Первым этапом развития теории управления является развитие классического направления менеджмента, для которого характерны научный, рациональный подход в исследовании процессов управления и трактовка организаций. Здесь традиционно отмечают трех составляющих:

теория "научного управления" ("научного менеджмента");

теория "идеальной бюрократии";

теория "науки администрирования".

Теория "научного управления". Основоположником управления как самостоятельной отрасли научного знания считают американского инженера-механика Фредерика-Уинслоу Тейлора (1856 - 1915).

Ф. Тейлор в основном акцентировал свое внимание на проблемах организации труда и управления промышленными предприятиями, но, при этом, можем видеть его интерес к некоторым физиологическим и психологические вопросов - профотбор, нормирование труда, система оплаты, поощрения и наказания, подгонки инструмента к работнику т.д. .

Экономические стимулы (деньги) Ф.- Тейлор считал для рабочего важными, то есть предпочитал внешнем аспекта мотивации. Внутренний аспект, связанный с интересами, идеалами, ценностными ориентациями сотрудника, оставался вне его внимания.

В направлении развития теории научного управления работали Фрэнк (1868 - 1924) и Лилиан Гилбреты (1878 - 1972). В частности, Л. Гилбрет уделяла значительное внимание психологическим аспектам управления. В своей работе «Психология управления» (1914 г.), которую считают первой в этой области знаний, она утверждала, что хорошо налаженная деятельность, создание условий для нее, применение оборудования и т.п. способствуют качественному выполнению работы, развивает у работников чувство гордости за себя и свою работу, самоуважение, обеспечивает максимальное использование их потенциала [38].

Представители школы научного управления и теоретически, и на практике доказали, что управление может быть эффективным при использовании научных методов анализа работы, целью которого является выбор оптимальных способов изготовления продукции, обучение, отбора и тренировки, взаимодействия рабочих. Другим важным шагом в направлении развития управления была постановка вопроса о разделении функций управления (планирование, контроль и т.п.) от чисто исполнительских функций, что способствовало признанию управления как самостоятельной деятельности [38].

Теория "научного управления" имела и свои недостатки, которые проявлялись в упрощенном понимании мотивации, взглядах на рабочего как на часть машины, авторитарном руководстве, недооценке роли высших управленцев, игнорировании отношений между организацией и окружающей средой и др..

Теория "идеальной бюрократии". Значительный вклад в поиск способов эффективного управления организациями сделал выдающийся немецкий социолог Макс Вебер (1864 - 1920). Его концепция бюрократических организаций предполагала анализ организации как единого целого. Ее основой является утверждение о том, что организация должна быть основана на рациональной власти, в основе которой соблюдение следующих основных правил [19]:

критерием отбора работников и продвижение их по службе является их компетентность, а не личные контакты;

всего в организации должно базироваться на правилах отчетности, обеспечит последовательность их деятельности;

эффективность работы менеджеров зависит не от их личностных характеристик, а от формальной власти и т.д..

Бюрократию (чиновничество) он рассматривал как систему управления на основе точного выполнения индивидами определенных правил и процедур. Функционирование бюрократических структур и процедур обусловлено необходимостью поддержания непрерывности существования организаций. Поэтому бюрократические предписания и процедуры являются обязательными для всех сотрудников.

Недостатки ее проявляются в излишней регламентации процесса труда, игнорировании межличностных отношений и значение персонала, ограниченной гибкости в принятии управленческих решений.

Теория "науки администрирования". Представитель этой школы, известный французский инженер Анри Файоль (1841 - 1925), в отличие от Ф. Тейлора, который основное внимание уделял производственным системам, разработал общие принципы управления организацией, построении формальных организационных структур и систем, а также такие функции менеджмента, как планирование , организация, координация и контроль за деятельностью отдельных работников.

Считая, что управление прежде связано с психологией, он выделил 14 базовых принципов менеджмента, способствующие росту производительности труда, которые до сих пор не потеряли актуальности.

В своей основе административный менеджмент опирается не столько на личные качества индивидов, сколько на институты и установленный порядок. Но при этом мы можем видеть, что среди определенных Файолем принципов главное место занимают психологические и этические - единство руководства, вознаграждения, инициатива, справедливость, корпоративный дух.

Положительными сторонами административной школы управления является четкость, порядок, логика, ответственность в организации управления и деятельности организации в целом, создание целостной рациональной системы управления, наличие правил, норм регулирующих деятельность и взаимодействие в организации, интенсификация труда, разделение труда, экономические стимулы.

Недостатками является игнорирование психологических особенностей человека, специфики человеческого поведения и взаимодействия людей в группах.

Развитие классической школы управления происходит в направлениях рационализации производства и исследования общих проблем управления. Классический направление менеджмента способствовало повышению эффективности управления путем интенсификации технических процессов, на основе формальных характеристик организаций и основных составляющих процесса управления.

Первые попытки ученых и практиков в конце XIX - начале XX в. исследовать связь научного управления с психологией обусловили расширение психологических исследований в области управления.

Гуманистические (неоклассические) теории управления (20-е - 40-е гг)

Гуманистический (неоклассический) период в развитии управления достиг значительных успехов в учете психологических факторов в управлении и, прежде всего - в результате того, что основное внимание уделил анализу поведения людей в процессе деятельности, их потребностям, отношениям на рабочих местах, а также социальным взаимодействиям и групповым процессам. Фактически впервые говорилось об активном использовании идей психологии в оптимизации управления. Можем выделить следующие три направления гуманистического менеджмента:

теория "человеческих отношений";

теория "человеческих ресурсов";

теория "бихевиоризма" (поведенческая теория).

Теория "человеческих отношений". Сформировалась в 20 - 30-е годы XX в. Основные положения этого направления сводятся к выявлению роли отношений в малых неформальных группах и утверждению необходимости выявлять, использовать в практике управления социально-психологические особенности группы. Заметными ее представителями были Мэри Паркер Фоллетт (1868 - 1933) и Элтон Мэйо (1880 - 1949).

В работах американского менеджера-практика, исследователя М.-П. Фоллетт, обращено внимание не на технические процессы, а на людей. Особое внимание она уделяла анализа динамики групповых процессов: привлечение сотрудников к разработке и практической реализации планов; проявления индивидами инициативы, умение принимать решения и воплощать их в жизнь; конфликты в группах. М.-П. Фоллетт не разделяла позиции представителей научного управления, которые отстаивали жесткое разделение труда, считала, что выполнение работником в условиях строгого контроля монотонных, часто повторяющихся задач обесценивает творческое начало личности. Поэтому руководители должны предоставлять рабочим шанс для развития и проявления собственных умений [38].

Большое значение влияния человеческого фактора на организацию производства оказывал американский исследователь, профессор Гарвардской школы бизнеса Э. Мэйо [38]. Он попытался идентифицировать социальные и психологические факторы, влияющие на процесс труда. Изучая текучесть рабочей силы на текстильных предприятиях, исследователь пришел к выводу, что ее вызывали недостаточные взаимоотношения между работницами во время рабочей смены, а это существенно влияло на их удовлетворенность работой. Для преодоления такой ситуации Э. Мэйо предложил ввести обязательные паузы для отдыха в течение всего рабочего дня, что позволило работницам знакомиться между собой и общаться.

Серия всемирно известных экспериментов в городке Хоторн (так называемый "Хоторнский эксперимент") способствовала формулированию новых выводов. Первая серия экспериментов над двумя группами рабочих (одна из них - контрольная) касалась влияния освещенности рабочих мест на объем производства. Результаты их были неожиданными для исследователей: от улучшения, от ухудшения освещенности помещения производительность труда повышалась. Однако росла она и в контрольной группе, условия труда в которой не менялись. Итак, оказалось, что на производительность труда влияют и неизвестные факторы, а их влияние значительно сильнее, чем влияние физической среды. Именно поэтому очередные эксперименты были направлены на выявление остальных факторов производительности труда. Экспериментальная группа под руководством мастера работала в отдельном помещении, где был и наблюдатель, записывал данные и результаты экспериментов. Всех работников проинформировали о цели исследования. Было изменено время работы, продолжительность перерывов, предусмотрена возможность для отдыха, невозможным вмешательство внешних факторов. Когда группа превратилась в команду, производственные результаты ее начали расти. Это показало, что такие факторы, как монотонность труда, утомляемость, увеличение платы хоть и влияют на эффективность труда, но не являются главными. Более весят сплоченность группы, ее высокий корпоративный дух, оказывался во взаимодействии и общении вне работы, в проявлении активности на помощи коллегам и т.д.. Кроме того, экспериментальная группа постоянно чувствовал свою "исключительность", внимание менеджеров, интересовались мнением работников об их дела.

Главные выводы исследователей заключались в том, что поведение людей обусловливают не так изменения физической среды, как его социальное восприятие.

Э. Мэйо подчеркивал важность индивидуальных особенностей человека, не замечать которые в управлении недопустимо. Несмотря преувеличения роли социально-психологических факторов в управлении концепция человеческих отношений интересна прежде всего своей социально-гуманной направленности, актуализацией человеческого фактора в управлении, что имело большое значение для зарождения психологии как самостоятельной отрасли знания.

Теория "человеческих ресурсов". Разработанная американскими учеными А. Маслоу и Д. Макгрегора, заключается в определении рабочих задач для работников в соответствии с теориями мотивации, когда работники получают возможность полностью реализовать свой потенциал и таким образом удовлетворить свои высокие потребности.

Теория "бихевиоризма". Акцентирует внимание на реализации сотрудником своего потенциала на основе теории поведения. Базируется на анализе ведущих мотивов поведения работника и его взаимодействия с другими людьми в организационной среде.

Использование в современных условиях идей гуманистического менеджмента и гуманистической психологии является важным для определения специфики управления в организациях.

Классический (рационалистический) и гуманистический направления в теории и практике менеджмента развивались параллельно и динамично часто пересекаясь.

Наличие различных школ, концепций, направлений, определенная состязательность между ними стимулировали научные поиски оптимизации управленческой деятельности, усиление ее психологической и этической составляющей.

Основные понятия и ключевые слова:

классические теории управления гуманистические (неоклассические)

теории управления, "Хоторнский эксперимент".



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии