Если традиционной модели управления была характерна ориентация руководителя исключительно на экономические цели, то новая парадигма, ориентированная на интеграцию экономических, социальных и социально-психологических
процессов, ставит в центр внимания руководителя социальные и психологические задачи, связанные с гуманизацией условий труда, расширением участия в управлении, развитием мотивации работников и т.п..
Основой этой психологической концепции управления являются [38]:
- Выявление и сохранение интеллектуальной элиты организации;
- Доверие во время выполнения управленческих решений;
- Ответственность и обязательность сотрудников;
- Партнерский характер взаимосвязей;
- Корпоративный дух взаимодействия;
- Качество управленческих решений;
- Способность руководителей к преодолению психологических барьеров при нововведений;
- Ориентация на достижение успеха.
Стратегическим центром этой концепции управления является человек как наивысшая ценность для организации, а реализуется она на таких принципах [38]:
поддержка психологических инноваций, которые являются не менее важными, чем социальные и экономические;
ориентация управления на человека, его индивидуальные, психофизиологические особенности, интеллектуальные способности и профессиональные возможности, усиление и развитие мотивации работников;
скоординированная активность сотрудников, которая возникает на основе взаимопонимания, содружества;
интегрирования интересов работников организации вокруг общих целей;
полное доверие и уважение к работнику, создание предпосылок для его самостоятельности в работе;
социокультурная и этнопсихологической природа управления, которая предусматривает учет руководителями традиций народа, сочетание общемировой тенденции с местными особенностями.
На современном этапе обозначились такие перспективные проблемы психологии управления [38]:
1. Содержание и формы управления. В XXI в. ожидаются серьезные изменения содержания и форм управления. Прежде они касаться стилей управления, уменьшение количества уровней управления. Расширится практика делегирования полномочий подчиненным, а суровая подотчетность персонала уступит место значительно более широкой его деловой свободе. Руководители предоставлять все большее значение работе в командах как в рамках организации, так и вне ее;
2. Роль руководителя в управлении. В современных психологических концепциях управления центральной возникает личность, ее психофизиологическое, профессиональный, моральный потенциал. Личность руководителя в них рассматривают как высшую ценность, а одаренных работников - как ценный капитал;
3. Подготовка руководителя. Изучение психологических особенностей продуктивного использования человеческого фактора в управлении, коллективных субъектов управления делает подготовку, обучение, вся система образования руководителей ключевым фактором делового успеха. При проектировании системы формирования управленческих кадров приоритетным является ее психологическое обоснование, находится в тесной связи с экономическими, технологическими, информационными и другими аспектами;
4. Решение проблем, эт 'связанных с социокультурными и этнопсихологическими особенностями управленческой деятельности. Эта проблема недавно привлекала внимание теоретиков и практиков управления. Хотя вполне очевидно, что ни техника, ни организация, ни новейшие методы управления могут существовать вне социокультурным, этнопсихологическим средой;
5. Выявление и анализ проблем, эт 'связанных с психологической готовностью руководителей к работе в условиях нововведений, непредсказуемых событий (технологические катастрофы, неожиданные изменения на рынке и т.д.). При таких условиях руководитель и руководимая им организация должны быть способными к преодолению психологических и других барьеров, работы в экстремальных ситуациях. Речь идет об эмоционально-психологическую устойчивость руководителя к воздействию стрессовых факторов;
6. Актуализация коммуникативной подготовки руководителей нового типа. Коммуникативная компетентность руководителя является важным фактором эффективности организации;
7. Изучение проблем интернационализации управления, осмысление новых реальностей, возникающие в связи с углублением международного разделения труда, созданием международных систем информации. Среди существенных факторов, влияющих на развитие руководителей и организаций, глобализация как предпосылка существенного повышения стандартов качества управленческой деятельности, учет ее транснациональных и международных особенностей, соблюдения этических правил в управленческой культуре и т.д..
Основные понятия и ключевые слова:
человек как высшая ценность в организации.