Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В психологической литературе рассматриваются различные виды функциональных состояний человека, оказывающие благоприятное или неблагоприятное влияние на течение трудовой деятельности.

 

Функциональное состояние - интегральный комплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.

Понятие функционального состояния вводится для характеристики эффективности стороны деятельности или поведения человека. Этот аспект рассмотрения проблемы предполагает прежде решения вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности.

Особое место при изучении функциональных состояний занимает проблема факторов, определяющих их уровень и особенности. Ученые выделяют шесть групп явлений, регулирующих функциональные состояния [12].

Мотивация. Увлеченность работой, стремление к успеху, престижное достижение, заинтересованность в вознаграждении, чувство долга, обязательства, помощь - наличие всех этих мотивов может привести к чрезвычайной заинтересованности в выполнении задания, и наоборот, их отсутствие порождает формальное отношение к делу.

Содержание труда. В самом трудовом задании заложены определенные требования к специфике и уровня функционального состояния. Определенная трудовая деятельность требует определенного темпа выполнения задач, автоматизации действий, ответственности за результат, применение физической силы, интеллекта и т. д.

Размер сенсорного нагрузки. Под сенсорной нагрузкой понимают как влияние сенсорного окружения, так и действия, которые напрямую связаны с выполняемой деятельностью. Размер сенсорного нагрузки может изменяться от сенсорного перенасыщения, перегрузки до сенсорной депривации.

Индивидуальность и особенности и субъект объекта. Например, монотонная работа по-разному влияет на людей с сильной и слабой нервной системой.

Природн и регулятор и функционального состояния, к которым относятся фармакологические, электрические и другие воздействия на организм.

Таким образом, реальный уровень функционального состояния является результатом сложного взаимодействия многих факторов, вклад которых определяется конкретными условиями деятельности индивида.

Анализ функционального состояния работающего человека в условиях реальной деятельности выходит за рамки только физиологических представлений и предполагает разработку психологических и социально-психологических аспектов этой проблематики. Каждый конкретный состояние человека можно описать с помощью различных проявлений:

изменения в фунционуванни различных физиологических систем;

сдвиги в протекании основных психических процессов;

субъективные переживания (усталость, вялость, бессилие, скука, апатия, сонливость, тревога, нервозность, переживания опасности и страха);

изменения на поведенческом уровне (количественные показателей выполнения определенного вида деятельности, производительность труда, интенсивность и темп выполнения работы, число сбоев и ошибок и др.).

Поэтому состояние человека не является простым изменением в протекании отдельных функций или процессов, а является сложной системной реакцией индивида.

Специфика состояния зависит от множества различных причин. Общую классификацию функциональных состояний исследователи разрабатывают на основе критериев надежности и цены деятельности [12]:

надежность - функциональное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне точности, своевременности, безотказности;

цена деятельности - функциональное состояние характеризуется со стороны степени истощения сил организма и в конечном итоге влияния его на здоровье человека.

На основании указанных критериев функциональные состояния делятся на два основных класса:

допустимые - позволяют осуществлять деятельность, эффективность которой не ниже допустимого уровня, а по критерию цены деятельности не влияют на здоровье человека;

недопустимы - при которых эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы (оценка по критерию надежности) или появляются симптомы нарушения здоровья (оценка по критерию цены деятельности).

Другая общая классификация функциональных состояний строится на основании критерия адекватности ответной реакции человека требованиям выполняемой деятельности. Согласно этой концепции все состояния человека можно разделить на две группы: состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования [12]:

адекватн а мобилизации я - характеризуется полным соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека требованиям, выдвигается конкретными условиями. Это состояние может нарушаться под влиянием различных причин: длительности деятельности, повышенной интенсивности нагрузки, накопления усталости и т. д. Тогда возникает состояние динамического рассогласования;

динамические а несогласованной ость - реакция не адекватна нагрузке или необходимые психофизиологические затраты превышают актуальные возможности человека.

Внутри этой классификации могут быть охарактеризованы практически все состояния работающего человека.

По основным признакам состояния подразделяются:

по продолжительности - относительно устойчивые длительные состояния, сопровождающие деятельность в течение рабочего дня или нескольких дней, ситуативные состояния, возникающие периодически в процессе работы;

по интенсивности воспринимаемого информационного потока - состояния "сенсорного голода" в ситуациях сенсорной депривации и состояния, связанные с резким информационной нагрузкой;

по стереотипностью и сложностью трудовых действий - состояния монотонии и интеллектуальной и творческой напряженности;

с а соотв и в й работы функциональных систем новых условий труда - состояния адаптированности, стресса и дистресса.

Традиционной областью изучения функциональных состояний в психологии является исследование динамики работоспособности и усталости [12].

Работоспособность - возможность индивида выполнять определенный объем работы за определенный отрезок времени на определенном уровне эффективности и активного включения в трудовой процесс.

Усталость - это функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, в изменениях физиологических функций человека, обоснованных чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы.

Наиболее часто усталость понимается как временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Различают физическую и умственную усталости, острую и хроническую; рассматривают также специфические виды усталости - мышечная, сенсорная, умственная и т. д.

Главным результатом усталости выступает снижение работоспособности, однако, кроме утомления, на снижение работоспособности влияют также состояния монотонии и психического пресыщения. Если усталость можно охарактеризовать как естественную реакцию, связанную с нарастанием напряжения при длительной работе, то состояния монотонии и психического пресыщения является следствием однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т. д. .).

По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов. Для состояния утомления характерно заметное снижение показателей сенсорной чувствительности. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижение критической частоты слияния мельканий и др.. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования. Однако может наблюдаться и увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок.

Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания: сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, снижается его произвольность. Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к осложнениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Снижение показателей кратковременной памяти связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения. Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений.

С развитием утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется адекватная мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Анализируя факторы, влияющие на работоспособность субъекта труда, исследователи акцентируют внимание также на таких явлениях как напряженность деятельности и стрессы.

Важной задачей управления трудом является применение оздоровительных мероприятий, которые могли бы в наибольшей степени соответствовать психофизиологическим процессам, развивающимся во время данного вида трудовой деятельности, в частности присущих этому виду труда физиологического механизма усталости. На фоне нормального хода производственных процессов одним из важных физиологических мер, противостоящих утомления, является правильный режим труда и отдыха.

Для диагностики функциональных состояний используют физиологические и психологические методы исследования [12].

Значение физиологических методов заключается в том, что они, во-первых, дают возможность объективной диагностики состояния, соотнесения психологических явлений с органической основой, а во-вторых, позволяют количественно оценить сдвиги в функционировании той или иной системы. Наиболее распространены электрофизиологические показатели: электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - индикатор уровня активации головного мозга электрокардиограмма (ЭКГ) - оценка возбудимости сердечной мышцы; электромиограммы (ЭМГ) - показатель мышечного тонуса и уровня возбудимости мышц. Очень часто фиксируются также вегетативные показатели: частота пульса, дыхание, кровяное давление, состояние тонуса сосудов, температура тела, биохимические сдвиги, исследование гормональной активности.

В психологических методах исследования выделяют два направления.

Методы субъективной диагностики, среди которых различают методы субъективного шкалирования и опросники. К преимуществам опросников относится хорошо разработана симптоматика того или иного состояния, простота ответа, удобство обработки, до недостатков - отсутствие количественной оценки выраженности состояния. Кроме того, опросник обычно рассчитан на диагностику строго определенного вида состояния (стресс, усталость, монотонность). Применение шкал для изучения состояний базируется на оценке переживаний в процессе того или иного состояния.

Методы психометрического тестирования. Использование психометрических методов тестирования связано с оценкой успешности выполнения определенного вида деятельности. К преимуществам этой группы методик относятся непосредственная характеристика функциональных возможностей субъекта в процессе конкретной деятельности, исключение сознательного завышения эффективности деятельности.

Исходя из того функционального состояния как интегральной характеристики свойств и качеств человека, определяющих эффективность деятельности, необходимо применять комплексные методы, которые объединяют различные подходы. Комплексная методика позволяет изучать деятельность состояния системно и обобщенно.

Основные понятия и ключевые слова: функциональные состояния, работоспособность, усталость, монотония, психическое пресыщение, напряженность деятельности, стрессы, диагностика функциональных состояний.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии