Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В психологии труда сложилось два основных способа решения проблемы психологического анализа деятельности [12].

Структурно-морфологическая парадигма психологического анализа деятельности (А.В. Карпов).

Согласно данному подходу основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности.

Функционально-динамическая парадигма (А.В. Карпов). Деятельность в силу своей исключительной сложности не может основываться и не основывается на каком-то одном компоненте, например действия. Она предполагает необходимость нескольких качественно разнородных психологических компонентов - единиц, закономерно взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура динамическая, а ее функционирование и есть процесс деятельности.

Указанные подходы не взаимоисключают, а скорее взаимодополняют друг друга.

В русле структурно-морфологического подхода деятельность принимает уровневую строение, наиболее подробно она раскрыта в психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым. Согласно этой теории деятельность построена на основе структурно-уровневого принципа, конкретизируется в двух основных положениях: во-первых, общая структура деятельности образована качественно различными уровнями, формами активности человека, во-вторых, эти уровни иерархически подчинены и образуют целостную систему. Различают три основных уровня организации деятельности: уровень операций, уровень действий и уровень автономной деятельности.

Второй из них - уровень действий, занимая центральное место в общей структуре деятельности, наиболее важный для понимания психологических особенностей деятельности и ее строения. В действии, как "клеточке" деятельности представлены зачатки всех сторон психики и все стороны психики выступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в действительности.

В отличие от действий операции соотносятся не с теми или иными осознаваемыми целями, а с условиями их достижения. При этом следует различать внешние и внутренние условия. Внешние условия - это система объективных параметров среды, в которой реализуется та или иная цель. Внутренние условия - это совокупность тех ресурсов (знаний, умений, компетентности и т. д.), которыми располагает субъект. Если совокупность внешних и внутренних условий такова, что она необходима и достаточна для реализации того или иного действия, то оно имеет тенденцию автоматизироваться и переводиться на неосознаваемый уровень регуляции. Действие, поданная без свойства усвидомлюваности, переведена на автоматизированный уровень регулирования, - это и есть операция. И наоборот, если условия усложняются, то уже сформирована операция не только может, но и должна деавтоматизуватися, переводиться на осознаваемый уровень, т.е. трансформироваться в действие.

Высший уровень структуры деятельности - собственно деятельность - выделяется на основе того, что данный уровень соотносится не из целями и тем более не с условиями их достижения, а непосредственно с мотивами личности, с системой ее доминирующих потребностей. Согласно данной теории деятельность как таковая выделяется на основе критерия наличия у него самостоятельного специфического мотива.

Согласно функционально-динамическим подходом психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор ее основных компонентов. Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры деятельности. Основными компонентами инвариантной структуры деятельности является мотивация, целеполагание, информационная основа деятельности, прогнозирование ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Взятые в статике, т.е. в тех структурных психологических образованиях, их обеспечивают, эти компоненты являются основными "кирпичиками" деятельности. Но взятые в динамике они являются основными регулятивными процессами реализации деятельности.

Основные понятия и ключевые слова:> профессиональная деятельность, профессия, специальность, вид профессиональной деятельности, психологическая структура профессиональной деятельности.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии