В психологии труда сложилось два основных способа решения проблемы психологического анализа деятельности [12].
Структурно-морфологическая парадигма психологического анализа деятельности (А.В. Карпов).
Согласно данному подходу основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности.
Функционально-динамическая парадигма (А.В. Карпов). Деятельность в силу своей исключительной сложности не может основываться и не основывается на каком-то одном компоненте, например действия. Она предполагает необходимость нескольких качественно разнородных психологических компонентов - единиц, закономерно взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура динамическая, а ее функционирование и есть процесс деятельности.
Указанные подходы не взаимоисключают, а скорее взаимодополняют друг друга.
В русле структурно-морфологического подхода деятельность принимает уровневую строение, наиболее подробно она раскрыта в психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым. Согласно этой теории деятельность построена на основе структурно-уровневого принципа, конкретизируется в двух основных положениях: во-первых, общая структура деятельности образована качественно различными уровнями, формами активности человека, во-вторых, эти уровни иерархически подчинены и образуют целостную систему. Различают три основных уровня организации деятельности: уровень операций, уровень действий и уровень автономной деятельности.
Второй из них - уровень действий, занимая центральное место в общей структуре деятельности, наиболее важный для понимания психологических особенностей деятельности и ее строения. В действии, как "клеточке" деятельности представлены зачатки всех сторон психики и все стороны психики выступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в действительности.
В отличие от действий операции соотносятся не с теми или иными осознаваемыми целями, а с условиями их достижения. При этом следует различать внешние и внутренние условия. Внешние условия - это система объективных параметров среды, в которой реализуется та или иная цель. Внутренние условия - это совокупность тех ресурсов (знаний, умений, компетентности и т. д.), которыми располагает субъект. Если совокупность внешних и внутренних условий такова, что она необходима и достаточна для реализации того или иного действия, то оно имеет тенденцию автоматизироваться и переводиться на неосознаваемый уровень регуляции. Действие, поданная без свойства усвидомлюваности, переведена на автоматизированный уровень регулирования, - это и есть операция. И наоборот, если условия усложняются, то уже сформирована операция не только может, но и должна деавтоматизуватися, переводиться на осознаваемый уровень, т.е. трансформироваться в действие.
Высший уровень структуры деятельности - собственно деятельность - выделяется на основе того, что данный уровень соотносится не из целями и тем более не с условиями их достижения, а непосредственно с мотивами личности, с системой ее доминирующих потребностей. Согласно данной теории деятельность как таковая выделяется на основе критерия наличия у него самостоятельного специфического мотива.
Согласно функционально-динамическим подходом психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор ее основных компонентов. Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры деятельности. Основными компонентами инвариантной структуры деятельности является мотивация, целеполагание, информационная основа деятельности, прогнозирование ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Взятые в статике, т.е. в тех структурных психологических образованиях, их обеспечивают, эти компоненты являются основными "кирпичиками" деятельности. Но взятые в динамике они являются основными регулятивными процессами реализации деятельности.
Основные понятия и ключевые слова:> профессиональная деятельность, профессия, специальность, вид профессиональной деятельности, психологическая структура профессиональной деятельности.