Понятие "тип" (греч. tуроs - отпечаток, форма) освещает характерные свойства личности, представителя определенной группы людей. Характерологическими свойствами личности руководителя являются общественная направленность
личности, "сокровенное" "Я" и стереотипы поведения, которые совокупно составляют целостность понятия "тип руководителя".
Тип руководителя - личность, которая в обобщенной форме воплощает определенные характерологические свойства.
Тип поведения руководителя является существенным фактором влияния управленческого стиля на качество и эффективность работы организации.
В управленческой культуре существуют различные классификации типов руководителей.
В управленческой теории и практике распространено деление на четыре основных типа руководителей [38]:
"Мастера". Соблюдаются традиционной системы ценностей, которая охватывает производственную этику и отношение к сотрудникам, зависит от того, насколько творчески они выполняют свои обязанности. Такие руководители бывают поглощенными предметом своих творческих поисков настолько, что это мешает им управлять сложными и изменчивыми организационными системами.
"Борцы с джунглями". Страстно стремятся к власти, воспринимают себя и других жителями "человеческих джунглей", где каждый стремится съесть другого. Их интеллектуально-психический потенциал направлен преимущественно на обеспечение собственной выгоды и благополучия. Коллег по работе воспринимают как конкурентов или врагов, а подчиненных - как средство борьбы за власть. Среди них выделяют два подтипа - "львы" (победители, достигшие успеха и строят свою империю) и "лисы" (устроив свои гнезда в корпоративной организации, продолжают ловко и с выгодой продвигаться дальше. Но их планы могут развалиться, натолкнувшись на противостояние тех , кого они в свое время обманули или использовали).
"Люди компании". Идентифицирующие себя с организацией, в которую входят. Осознав свою психологическую слабость, стремятся подчинить себя другим, заботясь больше о безопасности, чем об успехах. Наиболее творческие из них создают в компании доброжелательную атмосферу, однако в условиях жесткой конкуренции могут успешно налаживать дела.
"Игроки". Рассматривают деловая жизнь и свою работу как своеобразную игру, любят рисковать, но обоснованно, склонны к нововведениям. Стараются не создание собственной "империи", а удовольствие от победы.
Среди управленцев корпораций широко представлен именно последний тип. Руководителям, занимают высокие посты, зачастую присущи черты "игроков" и "людей компании".