Проблема профессионализма управленческой деятельности особенно значима. Непрофессионализм в управлении организацией влечет огромные потери в экономической сфере, нагнетает психологический дискомфорт, напряженность в
межличностных и межгрупповых отношениях, конфликты. От уровня индивидуальной самореализации участников управленческого процесса зависят рост, масштабы и успех управленческой деятельности.
Профессионализм руководителя характеризуется определенным уровнем психологической готовности к управленческой деятельности. С одной стороны, он является интегральной качеством, свойством формирующейся в деятельности и общении, с другой - процессом и результатом деятельности и общения. Основы профессионализма предполагают наличие у руководителя способности к самооценке, самоанализу, саморазвитию, самоорганизации, самоконтроля. Структурно профессионализм управленческой деятельности руководителя образуют следующие компоненты [38]:
- Профессионализм деятельности руководителя (готовность осуществлять управленческую деятельность, технологии стимулирования достижения вершин профессиональной управленческой деятельности, факторы внешней среды);
- Профессионализм общения и своеобразие отношений между руководителями и сотрудниками;
- Профессионализм личности (знания, умения и навыки, специальные способности, повышают степень готовности к управленческой деятельности, самовоспитание, самообразование и образование как условия достижения вершин профессионализма);
- Совокупные показатели активности сотрудников, характеризующие их психологическую и профессиональную зрелость (степень сформированности профессиональных знаний, умений и навыков, ценностное отношение к выполнению задач, направленных на достижение общей цели организации и т.д.).
Современное управление последовательно психологизируется, а поиск путей активизации человеческого фактора в организации, учета психологических и социально-психологических особенностей персонала является одним из важных условий повышения эффективности управленческой деятельности.
Основные понятия и ключевые слова: теории управления (лидерства), качества и черты руководителя, компетентность, коммуникабельность, управленческие роли руководителя, психологические типы руководителей, профессионализм руководителя.