Высокий уровень концентрации на территории Украины промышленного производства, особенно горно-металлургической, угледобывающей, химической, машиностроительной отраслей, требующих больших объемов
энергетических,и водных ресурсов, транспортные коридоры, в том числе продуктопровидны, интенсивное использование земельного фонда для индустриальных и сельскохозяйственных нужд, неудовлетворительное состояние гидроресурсов, сброса загрязненных сточных вод в природные водоемы, Чрезвычайное объем накопления токсичных отходов в сочетании с опасными явлениями природы вывели проблему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на уровень важной задачи Государственное политики Украины в сфере Национальной безопасности.
Устойчивая тенденция к Ежегодно роста убытков, Которые наносятся населению и объектам экономики, а также сложная социально-экономическая ситуация в стране заставляют органы государственно управления всех уровней искать новые подходы к противодействия чрезвычайным ситуациям.
К определенного времени Первоочередное внимание в решении проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций уделялы ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера.
Однако Эти усилия, эффективны в конечном итого по спасению, оказание непосредственной помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, не приближают нашу страну к техногенного благополучия, не уменьшают уровни риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Международный опыт свидетельствует, что в большинстве случаев решения задач по снижению техногенных и природных рисков дают значительно большую эффективность, а в экономическом плане - большую целесообразность.
Например, в Некоторых странах Западной Европы, в результате осуществления государственных мер регулирования снижения риска чрезвычайных ситуаций, общие потери от чрезвычайных ситуаций сократились за десять лет более чем в 8 раз.
Так, на современном этапе развития Украины приоритетной значение приобрели необходимость формирования общегосударственной политики в сфере снижения техногенных и природных рисков, смягчение последствий стихийно бедствия с соблюдением Международных и внутренних принципов обеспечения приемлема уровня безопасности.
Для решения Этой общегосударственной проблемы нужна системная интеграция усилий органов исполнительной власти всех уровней и общества в целом.
Следовательно, обеспечение безопасности и защиты населения в Украине, объектов экономики и национального достояния государства от негативных последствий чрезвычайных ситуаций рассматривают как неотъемлемую часть государственное политики Национальной безопасности и государственного строительства, как одну из важнейших функций центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, исполнительных органов советов.
Уровень Национальной безопасности не может быть достаточным, если в общегосударственном масштабе не будет решена задача защиты населения, объектов экономики, национального достояния от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного или иного характера.
Опасная тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера начала приводит к необратимым нарушениям в сфере экологии и разрушительно сказываться на устойчивости функционирования объектов экономики, на безопасности государства и его населения.
На территории Украины, несмотря на относительную стабилизацию, продолжает сохраняться высокий уровень техногенных и природных опасностей.
Главными причинами возникновения техногенных аварий и катастроф и увеличение отрицательного влияния природных чрезвычайных ситуаций в Украине: ослабление механизмов государственно регулирования безопасности в производственный сфере, уменьшение противоаварийной устойчивости производства вследствие продолжительности структурной перестройки экономики, высокая прогрессирующая изношенность основных производственных фондов, особенно на предприятиях химического комплекса - нефтегазовой , металлургической и горнодобывающей промышленности с одновременным уменьшением, а в Некоторых случаях и прекращения обновления ЭТИХ фондов, высокая техническая сложность производства, большой объем транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, Которые угрожают населению и окружающей среде; недостаточность законодательной и нормативно-правовой базы, которая бы обеспечивала в новых экономических условиях устойчивое и безопасное функционирование промышленно опасных производств, стимулирование мероприятий по уменьшению рисков чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий, а также повышение ответственности владельцев объектов повышенной опасности; прекращения вследствие финансовых затруднений реализации ряда государственных программ, касающихся вопросов реагирования на Чрезвычайные ситуации, снижение требовательность и эффективности работы органов государственно надзора за состоянием техногенно-экологической безопасности.
Положительное решение проблемы факторов имеет существенное значение для успешного выполнения радикальных структурных изменений, направленных на формирование прогрессивной отраслевой структуры и нового технологического уклада экономики, получения существенного социально-экономического эффекта, решения неотложных социальных проблем.
Опыт последних лет наглядно доказывает невозможность комплексного решения проблемы существующими средствами чисто отраслевого или территориального управления и подтверждает необходимость государственное поддержки для ее системного решения.
Такой подход является оправданным и возможным только при условии: отнесение безопасности населения и территорий путем снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций к проблемам исключительное важности для государства и общества, а ее решения - до приоритетной сферы Общенациональное безопасности; принятия безотлагательных системных мер (на ближайшие 5 -Ю лет) для содержания условий для устойчиво развития экономики и ее способности к Расширенное репродукции; ком-
комплексный подход к решению проблемы на государственно уровне и ответственности за возникновение и реализацию техногенных опасностей; эффективно международного сотрудничества по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Опыт показывает, что для значительного уменьшения поражения людей, экономический ущерб, социального и социально-психологического воздействия на состояние населения страны крайне важно заранее предусматривать меры технического, медицинского, инженерного, информационного, финансового и иного характера.
Нужно также определить и законодательно утвердить оснащение, состав и финансирование сил и средств, Которые предусмотрены для действий в предупреждение чрезвычайных ситуаций и во время их ликвидации.
Определить порядок и регламент обучения всех органов и сил действий в чрезвычайных ситуациях, определить органы управления, порядок их взаимодействия, функции государственных органов власти, определить режимы функционирования органов власти, обеспечения финансирования, принципы планирования работы в разных режимах.
Без решения ЭТИХ вопросов невозможно уменьшить риск негативного воздействия чрезвычайных ситуаций на население и экономику страны.
В настоящее время сложились такие обстоятельства, что в результате изменений в органах Государственное власти, изменений в социально-экономической и политической сферах страны существующие планы ЦЗ в мирное время не действуют и не учитывают реальных обстоятельств и новых факторов, Возникший в жизни страны.
Указанные условия в своей совокупности привели к необходимости создания Единой государственное системы предотвращения и реагирования на Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, которая основывается на системе взаимосвязанных мероприятий организационного, нормативно-правового, ресурсного и информационного обеспечения.
Сейчас постоянно действующая организационная структура ЭДС НС имеет четыре уровня органов управления, функциональных и территориальных подсистем:
- Общегосударственный,
- Региональный,
- Местный,
- Объектовый.
Эта система имеет постоянные и координирующие органы управления.
Постоянные органы - это: на общегосударственном уровне Кабинет министров Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, на регионально уровне-Совет министров Автономной Республики Крым, Областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации и их Уполномоченные органы, на объектовом уровне-специально назначены лица и структурные подразделения.
Координирующие органы: на общегосударственном уровне есть две комиссии: Государственная комиссия Кабинет министров Украины по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций и Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения.
Как показывает опыт, при возникновении чрезвычайных ситуаций, Которые по своим масштабам, человеческими и экономическими потерями влияют на социально-психологический, экономический, эпидемиологическое состояние, решением Кабинет министров Украины создается специальная Правительственная комиссия. Пример - авария на очистных сооружениях Харькова, наводнение в Закарпатье, преодоления компьютерной "кризиса 2000", обезвреживания
немецкой донное мины времен второй Мировой войны в начале 2004 p., когда ни были задействованы специалисты, силы и средства министерств и ведомств, Изучая каждую конкретную ситуацию.
Эта комиссия берет на себя функцию как координирующего, так и руководящего органа ликвидации последствий Чрезвычайное ситуации. ее решение является обязательным для всех органов государственное власти, организаций и предприятий, Которые обязуются принять участие в ликвидации последствий ЧС, на регионально, местном и объектовом уровне - комиссии соответствующих уровней.
Состав комиссий определяется решением соответствующих органов, на основании из специфических территориальных, экономических, социальных достойной условий.
В систему повседневного управления ЭДС принадлежат оснащены необходимыми средствами связи, оповещения, сбора и анализа информации центра управления в чрезвычайных ситуациях (создаются на общегосударственном уровне), оперативно-дежурные службы уполномоченных органов по вопросам чрезвычайных ситуаций и Гражданской защиты населения всех уровней (имеется в виду функциональные и территориальные подсистемы), диспетчерские службы центральных и местных органов исполнительной власти, государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций.
Функциональные подсистемы - подсистемы министерств достойной центральных органов исполнительной власти.
В чрезвычайных ситуациях силы и средства функциональных подсистем регионального, местного и объектов уровня (имеется в виду силы и средства министерств-прямого или двойного подчинения, расположенных в регионах, на территориях местного и объектов определение) подчиняются органам управления соответствующих территориальных подсистем единой государственное системы.
Территориальные подсистемы единой государственное системы, Согласно положению о ЭДС, созданные в Автономной Республике Крым, областях, в Киеве и Севастополе.
Созданы также территориальные структуры городских, районного и объектов органов управления.
Итак единая государственная система предупреждения и реагирования на Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера - это центральные и местные органы исполнительной власти, органы самоуправления, государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации с соответствующим силами и средствами, Которые ведут надзор за обеспечением техногенной и природной безопасности, организуют проведение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций и реагирования в случае их возникновения и возникновения - с целью уменьшения последствий ЧС.
Силы и средства ЭДС - это военные, специальные, специализированные и Внештатные формирования с соответствующим оснащением, надзорные органы. Под определением "силы и средства функциональных и территориальных подсистем" понимают учета наличия негосударственных (добровольных) спасательных формирований, привлекаемых к выполнению соответствующих работ.
Постоянно действующие органы управления разных уровней могут в экстренном порядке привлекать все имеющиеся силы и средства, Размещенные на их территории, в срочных реагирования, в зависимости от обстановки, которая сложилась. Одновременно Эти действия доводят до соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций и согласовывают с ними порядок
Единая государственная система рассчитана функционировать в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности при ухудшение ситуации или ПРОГНОЗИРОВАНИИ ее ухудшения, режиме деятельности в Чрезвычайное ситуации (не только реагирования на ЧС, но и реальная угроза их возникновения), режиме деятельности в Чрезвычайно положении (внедряют Согласно Конституции Украины и Закона Украины "О чрезвычайного положении").
На всех уровнях ЭДС разрабатывают планы реагирования на Чрезвычайные ситуации или угрозу их возникновения, Которые составляют с "Плана реагирования на угрозу возникновения Чрезвычайное ситуации" "и" Плана реагирования на чрезвычайную ситуацию ".