По мнению английского антрополога Е.Тайлора, изложенную уже в первых строках его "Первоначальной культуры",
"культура ... складывается в единое целое из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, которые усвоила человек как член общества "1. Итак, первоначальная культура - это образование, которое нельзя расчленить на отдельные относительно самостоятельные виды. Это неразрывный комплекс, который если и подвергается внутреннему членению, то только в сфере теоретического анализа. Так, в первобытном обществе:
- Царила коллективная собственность (право на получение своей доли продукта давала только принадлежность к коллективу)
- Существовала лишь идеологическая мотивация к труду (принуждения к труду не было, но не было и экономического стимулирования, именно этим и объясняется то, что в течение многих поколений материальное производство было без заметных изменений);
- Дифференциация труда осуществлялась на основе не социальных, а чисто биологических критериев - возраста и пола.
Таким образом, специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (никак разделенность), когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности содержал в себе другие. Например, в охоте были соединены: технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания о повадках животных, социальные связи, которые выражались в организации охоты (индивидуальное, коллективное), религиозные представления - магические действия по обеспечению успеха, которые, в свою очередь, включали элементы художественной культуры (песни, танцы, живопись). Именно вследствие такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения.
Человек как биологическое существо было и остается очень слабой и беззащитной перед лицом природы. На самом деле, как долго она может продержаться никак одета и невооруженная в пустыне, тайге, океане, на 50 градусной жаре или хотя бы на 10 градусном морозе? В рода человеческого изначально не было и нет своей биологической ниши, она должна была сама себе ее создать и делает это до сих пор. Враждебности мира человек противопоставила два чисто человеческие способы выживания - цивилизацию (как способ изменения мира и обеспечения физического комфорта) и культуру (как способ приспособления к миру и обеспечения психологического комфорта).
Однако, оставаясь биологическим существом, человек есть существо социальное. Понятие социализации очень широкое, оно охватывает целую систему факторов, определяющих человека как существо общественное. Назовем главные:
- Способ организации жилья - на основе труда и в пределах определенного коллектива;
- Способ коммуникации - язык и память;
- Способ постижения мира - рациональные знания и образное мышление;
- Творчество - изготовление орудий труда, строительство домов, обустройство быта, наконец - создание вещей, не имеющих прямого утилитарного назначения (украшения, статуэтки, рисунки);
- Мораль - определенные правила общежития;
- Способ продолжения рода - брак и семья.
Итак, в течение первобытной эпохи появились общественные формы жизни в виде родовой, а затем родоплеменной организации (социогенеза), сформировались мышления человека, его речь, мировоззренческие представления, человечество расселялось по всем континентам - закладывался фундамент истории человечества.