Для уменьшения скорости или для полной остановки транспортной машины используют тормоза. Исполнительным органом тормозной системы является тормозной механизм. Это – устройство, с помощью которого усилие, создаваемое тормозным приводом, преобразуется в тормозное воздействие, прикладываемое к колесу и создающее искусственное сопротивление его вращению.
В современных транспортных машинах применяют тормоза различных типов: колодочные, дисковые и ленточные. Мы рассмотрим одну из конструкций колодочного тормоза, которая использовалась в некоторых моделях мотоциклов. Иногда колодочный тормоз называют еще барабанным тормозом. Кулачок – это звено механизма с поверхностью переменной кривизны. При повороте кулачка 4 изменяется относительное положение колодок: они сближаются или раздвигаются.
Барабан тормоза установлен на оси колеса и жестко с этой осью соединен. Стрелка на рисунке показывает направление вращения барабана (и колеса). Колодки располагаются внутри барабана. Пока водитель не пользуется тормозом, они с поверхностью барабана не соприкасаются. При этом кулачок занимает вертикальное положение, колодки сближены, а пружина удерживает их в таком положении.
Если торможение начинается, то усилие, создаваемое приводом, поворачивает кулачок, колодки раздвигаются и прижимаются к поверхности барабана. Возникающие при таком контакте силы трения тормозят вращение барабана.
Для анализа принципиальных особенностей “игры сил” в тормозном механизме мы рассмотрим очень упрощенную его модель. Для перехода к ней мысленно разобьем колодку 2 на отдельные тонкие элементы, имеющие форму стержня (один из таких элементов показан на рисунке). Будем следить только за одним элементом, а барабан заменим прямоугольной пластинкой. Будем работать в системе отсчета, связанной с мотоциклом, которую и примем за условно неподвижную.