В настоящее время население Латвии насчитывает 2,4 млн человек (2008 г.)
. По сравнению с соседними странами Балтии в Латвии оно менее однородно по национальному составу. Основные этнические группы — латыши (летты; 55,7%), русские (32,4), белорусы (3,9), украинцы (2,9), поляки (2,2%). Преобладание русского населения наблюдается в столице республики Риге (47,2% русских и 38,8% латышей). В Даугавгтилсе доля русских составляет 58,6%, в Вентспилсе — 36,7% (1999 г.). Повышенной долей русского населения выделяется восточная часть Латвии: в Резекнеском административном районе русские составляют 42,4% населения, в Лудзенском — 38,2, в Краславском — 28,0, в Прейлинском — 29,5%.
В советские времена, особенно в послевоенные десятилетия, происходило сокращение доли «титульной» нации в общей численности населения Латвии (рис. 14.1). В значительной степени это можно объяснить большим притоком в нее жителей других республик в связи с проводившимся новым промышленным строительством. Это привело к тому, что примерно 60% жителей проживали в конкретном месте не с рождения, н 15% — менее двух лет (в среднем по СССР, соответственно, было 47,1 и 16,3%).
Выделялись два основных миграционных потока. Межреспубликанский ноток увеличивал численность населения в основном в крупных городах республиканского подчинения. До 85% межреспубликанских мигрантов приезжали из России, Белоруссии, Украины, Литвы. Внутри республиканский поток имел направление из села в малые города республики, куда переезжали до 70% сельских жителей.
Большая миграционная подвижность населения приводила и к значительной доле смешанных браков (рис. 14.2).
После распада СССР острой стала проблема русскоязычного населения. С получением независимости в Латвии была провозглашена концепция построения национального государства латышей. Как и в Эстонии, в гражданских правах были восстановлены только граждане довоенной Латвии (1920— 1940 гг.) и их потомки, в число которых попало лишь около 280 тыс. русских. Вывшие граждане СССР, въехавшие па территорию Латвии после 1940 г., были поделены на постоянных жителей, имеющих право ходатайствовать о гражданстве, и лиц (около 200 тыс.), которым гражданство ut* может быть предоставлено. К ним были отнесены военные пенсионеры, члены их семей, гражданский персонал бывших учреждений министерства обороны и некоторые другие. Реализация концепции «восстановленной независимости» оказалась удобным инструментом для лишения русского населения элементарных политических прав. Негражданами оказались около 700 тыс. человек. Негражданам запрещено участие в выборах даже в местные органы власти. На них наложено более 70 запретов и ограничений в экономической, социальной, культурной сферах, 19 запретов на профессию. Большинство из них в отличие от граждан, пользующихся безвизовым режимом с 15 странами, не может вообще выехать из Латвии. В ноябре 1998 г. вступили в силу поправки в закон о гражданстве, отменяющие так называемые окна натурализации и предоставляющие подданство Латвии детям, родившимся после августа 1991 г. Гражданство имеет право получить каждый не гражданин, за исключением бывших сотрудников КГБ, коммунистов, сохранивших членство в КПЛ, и людей с неснятой судимостью.
Однако темпы натурализации остаются медленными и не позволяют в ближайшей перспективе решить проблемы. С начала процесса натурализации в 1995 г. по январь 2001 г. латвийское гражданство получили лишь 38 тыс. человек, т. е. 5% не граждан. Существуют серьезные политические, экономические и психологические причины, мешающие этому процессу. Одна из причин — требование знания латышского языка.
В настоящее время только 44% русскоязычного населения владеет латышским языком. Закон «О государственном языке», принятый в 1998 г., носит дискриминационный характер по отношению к проживающим в Латвии пелатышам. Закон определяет латышский язык как государственный, а любой другой — иностранный. К 2001 г. предусматривается полный переход среднего образования в национальных школах на латышский язык. Таким образом, более 43% всех жителей Латвии, являющихся носителями русского языка, лишаются права использовать его в государственных органах власти, правоохранительных и судебных инстанциях. Резко ограничивается использование русского и других языков в производственной и общественной сферах. Принятие этого закона особенно негативно отражается на положении русских и русскоязычных жителей в местах их компактного проживания — Риге, Лиепае, Латгалии и др.