Системы АТП и местного самоуправления отмечаются еще большим консерватизмом, чем другие элементы государственного устройства. АТП должно быть устойчивым, поскольку его ломка может привести к негативным явлениям для населения и хозяйства. Вместе с тем относительная неизменность АТП неизбежно вступает в противоречие с прогрессом в технологиях, экономике, социальной структуре и идентичности людей.
Нарастание противоречий между стабильностью АТП и развитием общества порождается 4-мя группами проблем:
1) Урбанизацией и эволюцией узловых экономических районов. Уже на первом этапе урбанизации - точечном росте городов - отток населения из сельской местности и ее потери в привели к быстрому росту числа мелких коммун;
2) Технологическим прогрессом и структурными изменениями в экономике.
3) Изменениями в идентичности (самосознания) и потребностях людей, их отношении к участию в управлении муниципальными делами.
4) Пересмотром комплекса отношений между человеком и местной администрацией.
Правам личности все больше предоставляется приоритет по сравнению с интересами территориальной общины.
Таким образом, суть проблемы адаптации АТП к социальным изменениям в том, что пространство деятельности людей в ходе быстрого технологического прогресса непрерывно меняется.
В большинстве европейских стран в основном сохраняется АТП, сложившийся в результате волны реформ конца 1970-х - начале 1980-х гг Основные направления этих реформ:
• приближение АТП к границам функциональных городских районов;
• укрупнение территориальных ячеек - низовых административных единиц;
• укрупнение единиц основного деления (первого порядка) - создание административных регионов.
Реформы АТП, как правило, связаны с изменением механизма межрайонного перераспределения налоговых средств. Необходимость перераспределения налоговых поступлений ставит важную в теоретическом и практическом отношениях проблему территориальной справедливости. Ее можно рассматривать как равный доступ граждан в любых территориальных ячейках к услугам и других благ в соотношении с потребностями. Хотя наиболее справедливым можно считать подход, обеспечивающий выравнивание бюджетов регионов в зависимости от усилий, которые требуются для получения одинакового экономического результата в разных условиях. При выравнивании диспропорций в условиях самоуправления необходимо предусмотреть компенсацию некоторым регионам по их узкую специализацию на любой.
Реформа АТП - сложный процесс, который часто является приоритетным в политической жизни. Отчасти это вызвано политической заинтересованностью в стабильности АТП, выступающий основой сети избирательных участков.