Украина, как и любой другой стране, присущи природоохранные традиции. Начала национального природоохранного законодательства достигают еще времен Киевской Руси. В своде законов княжеского государства "Русской правде" содержалось немало регламентаций
, касающихся времен и сроков охоты на тех или других пушных зверей; запрет вылавливать некоторые породы рыб во время нереста; предостережения относительно сохранения и использования природно адекватных средств земледелия, бортничества, броварства и других промыслов и ремесел. Тогда же предвидели и некоторые наказания, преимущественно денежные, за нарушение требований "Русской правды". Например, за убийство журавля и человека часто употребляли одинаковые меры наказания. В княжеские времена фактически было заложено и начала формирования заповедных территорий - так называемых охотничьих угодий, на которых лишь иногда разрешалось охоты и ловли.
В казацко-гетманской сутки источниками украинских природоохранного законодательства были: обычное право и повседневные традиции; традиционное законодательство княжеских и литовско-русской суток; магдебургское право; законотворческая деятельность национального государства, которая олицетворяется прежде всего в гетманских универсалах. В связи со своеобразным положением тогдашней Украины на национальное законодательство наслаивались, иногда почти полностью поглощая его целиком или в отдельных компонентах, юридические требования соседних государств - Польши, России, Австрии и др.. Исчерпывающую характеристику природоохранных принципов дает синтетическое "Собрание украинского прав" 1807 г. в разделах "О цене вещи", "О неразрешенные действия", например, подробно прослежены многочисленные ситуации, когда человек взаимодействует с природой, - рыболовство, повреждения соколиных гнезд, ловлю бобров , уничтожение роя пчел или дерева, охота на зайцев и т.д.. У них регламентировано стоимость и наказание соответствующих поступков, определены имущественные и территориальные основы природопользования. К проблемам, связанных с охотой и рыболовством, обращаются и в последних главах книги. Достаточно справедливые слова в заключении "Собрание": "В Украине чужой лес рубить вообще запрещают". Итак, тогдашнее право значительно отличалось от советского, за которого "чужое" (т.е. общее) уничтожал каждый, кто только не ленился.
Природоохранное движение в современном понимании начинался в Украине еще до Первой мировой войны, когда начали появляться различные организации, общества и приниматься некоторые указы и постановления отдельных департаментов и министерств, регламентирующих использование тех или иных ресурсов. Одновременно возникают первые украинские заповедники, в том числе всемирно известный "Аскания-Нова". В связи с Первой мировой войной и социальными потрясениями в империи существенно затормозилась природоохранная работа в Украине, нанеся окружающей среде немало убытков и разрушения. Характерными для того времени, как вспоминает профессор-зоолог М. Шарлемань, были такие случаи, как разрушение в конце 1917 г. "солдатами-большевиками" зоопарка "Пилявин". В нем, отмечает очевидец тех событий, "кроме множества других зверей, было застрелен 35 зубров и бизонов". Поэтому все приходилось начинать сначала.
В Украинском Государстве во времена гетманства Павла Скоропадского было создано Министерство земледелия, при нем - отдельный Отдел по охране памятников природы, а также Комиссию из ученых и деятелей в этом деле. В Киеве 1918 г. существовал также частный "Краевой природоохранный комитет" (председатель - профессор П.А. Тутковский) в Харькове функционировало Общество любителей природы (председатель - профессор В.Л. Талиев) в Одессе - Союз обществ природоохранного направления ( председатель - профессор Г.И. Танфильев). В Полтаве был учрежден Комитет охраны природы и старины. Секция
(Комитет) охраны природы сохранилась в Народном комиссариате земледелия и после поражения Украинской Народной Республики.
Однако в первые годы советской власти успехи, связанные с охраной природы, были достаточно заметными. Особую роль сыграло постановление Всеукраинского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров УССР "Об утверждении положения о памятниках культуры и природы". Кстати, согласно этому документу всеми достопримечательностями природы в Украине мало ведать Управление учреждениями Народного комиссариата просвещения, в состав которого входил украинский комитет охраны памятников природы. Правда, уже тогда наметилась разноведомственных соподчиненность различных заповедников. Например, заповедник Днепровской поймы "Конча-Заспа" (250 десятин) был на бюджете Народного комиссариата иностранных дел, а "Сад II Интернационала" (бывшая "Софиевка", как отмечалось в тогдашних документах) принадлежал Уманском сельскохозяйственном техникуме.
В советское время Украина полностью потеряла возможность влиять на формирование природоохранного законодательства, поскольку исключительные полномочия имел только СССР, в частности, его высшие партийные органы и органы хозяйствования. То есть, экологическое право полностью формировалось за пределами этнической Украине, а к ней законы поступали для непосредственного исполнения. Чего стоило союзное законодательство, свидетельствует постановление Совета министров СССР 1951 г., согласно которой, по сути, ликвидировали систему заповедников страны: из 130 имеющихся прекратили деятельность 88, а общая площадь их уменьшилась более 10 раз. Лишь в начале 80-х годов XX в. удалось достичь довоенного, также крайне неудовлетворительного, объема заповедников.
Главные принципы экологического права в СССР определялись не законами, а "государственной целесообразностью". Поэтому сложилась такая ситуация, что вместе с юридически закрепленными нормами отношению к окружающей среде действовали постановления и распоряжения ЦК КПСС, которые приравнивались к закону. То есть сформировалась система юридического двоевластия, когда воля бюрократической машины преобладала формально закреплены юридические законы. В такой правовой системе возникли благоприятные условия для бесконтрольного грабежа природных ресурсов, безжалостного уничтожения флоры и фауны, хищнического разграбления полезных ископаемых, бесконтрольного загрязнения воды, воздуха, почвы и т.п.. Поэтому на момент распада СССР в Украине была очень неблагоприятная экологическая ситуация, исправлению которой не способствовала и не могла способствовать лишь формально существующая система экологического права.
Если говорить о экологическое право в СССР с формальной точки зрения, то следует отметить, что в нем было большое количество законов, актов и постановлений природно регулирующего сорта. Так, еще в 1950 г. приняли постановление Совета министров СССР "Положение о государственной лесной охране СССР", по которой регулировалась служба охраны заповедников. В постановлении Совета Министров СССР "О мерах по улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки" (1968 г.) определялись направления научных изысканий в области исследования окружающей среды. В этом же году ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление "О мерах по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники" и др.. Эти постановления создавали своеобразное правовое фон, на котором можно было бы создавать (или хотя говорить) о целостной системе охраны природы.
Этапной было постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "Об усилении охраны природы и улучшения использования природных ресурсов" от 29 декабря 1982 г. В ней говорилось о необходимости определения научных основ рационального использования природных ресурсов и охраны природы, подчеркивалась необходимость перехода к качественно новых технологических процессов, которые давали бы возможность более рационально использовать природные ресурсы и уменьшать негативное влияние, контроле за использованными материалами и технологиями и состоянием природной среды в целом. Кроме этого постановления, приняли еще ряд законодательных актов: "О порядке разработки и утверждения схем комплексного использования и охраны вод" от 2 июля 1976 г., "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшения использования природных ресурсов" от 1 декабря 1978 и др.., в которых пытались реализовать комплексный подход к оценке состояния окружающей среды и ее охраны. Тогда же было принято постановление об участии Советского Союза в международных соглашениях в области охраны окружающей среды. Это, в частности, следующие Конвенции:
- О водно-болотные угодья, имеющие международное значение (1971);
- О рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и проливах (1973);
- О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973);
- О защите морской среды района Балтийского моря (1974);
- Об охране перелетных птиц и среды их обитания (1979) и тому подобное.
Всего, как подсчитано (Н.И. Конищева и др.., 1992), с середины 60-х годов XX в. было принято более 70 общегосударственных документов, которые должны регулировать природопользования, однако реализовывались они неудовлетворительно. Известно, например, игнорирование законодательных актов даже относительно такого уникального объекта России и Бурятии, как озеро Байкал. Действия государства в таком случае были традиционными: или принималась новое постановление - еще "грозный" и с новыми установками, или пересматривались нормы природопользования и загрязнения, которые позволяли скрыть хищническое отношение к окружающей среде. Если вспомнить, что вместе с государством свои стандарты и нормы разрабатывали более 100 организаций различных министерств, и эти стандарты часто брали "с потолка", то в стране царил абсолютный анархизм по сохранению природной среды.
Уже в годы "перестройки" была осуществлена еще одна попытка государственного управления в области охраны природы и использования природных ресурсов. Поэтому резко расширялась компетенция Совета министров СССР по определению стратегии природопользования. Иначе говоря, дело охраны природы передали ее главном "губитель", собственно результата тогдашняя система надеялась достичь не за счет нормальных механизмов, т.е. путем законодательной регламентации, а в пределах директивного бюрократического механизма. Разумеется, такая концепция не может придать положительного результата. Регулирования природопользования в Украине, в том числе законодательное, было полностью адекватное (симметричное) соответствующим союзным потребностям, определялось реальным статусом Украины в тогдашней государстве. Стоит только вспомнить некоторые акты и постановления, по которым определялись охрана природы и использования природных ресурсов в СССР и которые (по традиции) принимались общим решением ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР:
- "Об усилении охраны природы и улучшения использования природных ресурсов" от 8 мая 1973 p.;
- "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшения использования природных ресурсов" от 23 января 1979 г.;
- "О первоочередных мерах по улучшению использования водных ресурсов в стране" от 1 марта 1988 p.;
- "Об экологической ситуации в республике и меры по ее коренному улучшению" февраля 1990
Итак, экологическое законодательство СССР, в составе которого Украина находилась до 1991 p., Не способные должным образом защитить окружающую среду человека. Благоприятные условия для восстановления экологической культуры и создание ее научной правовой основы возникли лишь после вступления государственной независимости. Сейчас в Украине формируется национальная правовая база, регулирующая отношения человека к природной среде. В этот переходный период законодательство имеет смешанный характер, ведь вместе с новыми законами продолжают действовать и некоторые правовые акты, унаследованные от СССР. Время украинское экологическое право не может полностью обеспечить защиту природы, поскольку, с одной стороны, во многом оно остается декларативным и не имеет конкретных механизмов решения проблем, а с другой - не в полной мере учитывает достижения и опыт современного международного экологического законодательства. Поэтому развитие демократического, правового государства в Украине значительно зависит от того, насколько эффективной и совершенной будет система законов, обеспечивающих охрану окружающей среды и природных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений.
Можно считать, что сегодня экологическое законодательство Украины прошло путь становления, однако еще не функционирует как дееспособная система нормативно-правового обеспечения экологизации национального пути развития. Проблема дееспособности, обеспечения ее эффективными механизмами выполнения требований действующего законодательства является чрезвычайно острой. Сложные также вопросы постоянного совершенствования действующего законодательства в соответствии с современными потребностями реформирования экономики и реальных условий деятельности субъектов хозяйствования с законодательным закреплением общего принципа "загрязнитель платит", а также гармонизации национального экологического законодательства с европейским.
Экологическое законодательство - это структура, объединяющая экологические юридические нормы разного уровня и разной направленности. Это нормы конституционные, обычные, а также те, что ориентированы на социальные отношения по поводу охраны различных природных объектов. Экологическое законодательство является системой, имеет более или менее устойчивый характер. Его реализация приводит относительно устойчивые правовые отношения.
Загрузка...