В Основном законе Украины - Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 г., определены почти все главные принципы для содействия улучшению экологической ситуации в Украине.
Например, в ст. 50 Конституции предусматривается, что "каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда". Также в этой же статье каждому гарантируется "право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение", и такая информация "никем не может быть засекречена". К сожалению, до сих пор все это является декларативным относительно современного экологического состояния Украины, но очень важным с правовой точки зрения.
В ст. 16 Конституции Украины определяются такие обязанности государства: "обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы, сохранение генофонда украинского народа".
Применение законодательства об охране окружающей природной среды в Украине предполагается осуществлять в следующих направлениях:
- Составление и утверждение экологических нормативов природопользования (по недр, почв, воды, воздуха, растительности и т.п.);
- Составление и утверждение комплекса эколого-экономических показателей государственного контроля за состоянием окружающей среды и деятельностью хозяйственных структур.
За годы независимости в Украине практически создано новое природоохранное законодательство, т.е. принято и утверждено такие основные законы и нормативно-законодательные акты:
- Конституция Украины, принятая 28 июня 1996 p.;
- Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" от 25 июня 1991 г. № 1264-XII;
- Закон Украины "О природно-заповедном фонде" от 16 июня 1992 p. № 2456-XII;
- Закон Украины "Об охране атмосферного воздуха" от 16 октября 1992 p. № 2707-XII;
- Закон Украины "Об экологической экспертизе" от 9 февраля 1995 p. № 46/95-ВР;
- Закон Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" от 8 февраля 1995 г. N "40/95-ВР;
- Закон Украины "Об обращении с радиоактивными отходами" от С июня 1995 p. № 256/95-ВР;
- Закон Украины "Об отходах" от 5березня 1998г. № 187/98-ВР;
- Закон Украины "О растительном мире" от 9 апреля 1999 г. № 591-XIV;
- Закон Украины "О зоне чрезвычайной экологической ситуации" от 13 июля 2000 p. № 1908-III;
- Закон Украины "Об общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины на 2000 - 2015рокы" от 21 сентября 2000 p. № 1989-III;
- Закон Украины "Об охотничьем хозяйстве и охоте" от 2 февраля 2000 p. № 1478-XIV;
- Закон Украины "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 8 июня 2000 г. № 1809-III;
- Закон Украины "Об объектах повышенной опасности" от 18 января 2000 p. № 2245-III;
- Закон Украины "Об общегосударственной программе обращения с токсичными отходами" от 14 сентября 2000 г. № 1947-III;
- Закон Украины "О животном мире" от 13 февраля 2001 г. № 2894-III;
- Закон Украины "О Красной книге Украины" от 7 февраля 2002 г. № 3055-III;
- Закон Украины "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" от 10 января 2002 p. № 2918-Ш;
- Лесной кодекс Украины от 21 января 1994 г. № 3852-XII;
- Водный кодекс Украины от 6 июня 1995 p. № 213/95-ВР;
- Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 г. № 2768-III;
- Кодекс Украины "О недрах" от 27 июля 1994 г. № 133/94-ВР.
Министерство охраны окружающей природной среды Украины и Государственный комитет природных ресурсов Украины формируют, обеспечивают и реализуют государственную политику в области охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Эти органы осуществляют нормативно-правовое регулирование, комплексное управление и экологический контроль по охране, использованию и воспроизводству. Еще совсем недавно эту функцию выполняло Министерство экологии и природных ресурсов, которое согласно Указу Президента Украины "О мерах по повышению эффективности государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов" от 15 сентября 2003 г. (с изменениями, внесенными согласно Указом Президента от 6 марта 2004 г.) было реорганизовано в два государственных учреждения:
- Министерство охраны окружающей природной среды Украины - специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, заповедного дела, а также гидрометеорологической деятельности;
- Государственный комитет природных ресурсов Украины - специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по геологическому изучению и использованию недр, а также топографо-геодезической и картографической деятельности.
Основными задачами Министерства охраны окружающей природной среды Украины и Государственного комитета природных ресурсов Украины являются:
- Проведение государственной экологической, научно-технической и экономической политики, направленной на сохранение и воссоздание безопасной окружающей среды для существования живой и неживой природы;
- Обеспечение безопасности функционирования и развития ядерного комплекса в мирных целях, защиту жизни и здоровья населения от отрицательного воздействия вследствие загрязнения окружающей среды;
- Достижение устойчивого социально-экономического развития и гармоничного взаимодействия общества и природы, защита экологических интересов Украины.
Контроль за соблюдением требований экологического законодательства осуществляют и другие специально уполномоченные органы исполнительной власти: Государственный комитет лесного хозяйства Украины (Госкомлесхоз), Государственный комитет земельных ресурсов (Госкомзем), Государственный комитет Украины по водному хозяйству (Госводхоз), Государственный департамент рыбного хозяйства Министерства аграрной политики и др.. их главные задачи заключаются в
- Повышении эффективности экологического контроля с целью обеспечения неуклонного соблюдения действующего природоохранного законодательства;
- Постоянном совершенствовании нормативно-правовой базы;
- Распространении современных методов и технологий ведения мониторинга;
- Улучшении методического и справочно-инструктивного обеспечения природоохранной деятельности;
- Контроле за использованием и охраной земель, недр, в том числе подземных вод;
- Контроле за использованием и охраной поверхностных вод, морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа;
- Контроле за использованием и охраной атмосферного воздуха, лесов и другой растительности, животного мира, в том числе борьбой с браконьерством;
- Контроле за использованием и охраной территорий и объектов природно-заповедного фонда;
- Контроле за обращением с опасными веществами, в том числе токсичными промышленными и бытовыми отходами, за соблюдением норм радиационной безопасности;
- Контроле за соблюдением норм экологической безопасности при перемещении через государственную границу транспортных средств и грузов.
Украина приняла философию принципа "Платит тот, кто загрязняет", согласно которому субсидирования отменяется, а предприятия должны платить экологические платежи в зависимости от объемов загрязняющих веществ, которые их образуют. Основной источник экологического права Европейского Союза - директивы, которых в этой сфере принято очень много, они касаются широкого круга вопросов. Директивы является удобным способом урегулирования проблем посредством права Сообщества в государствах-членах, но сами выбирает способы имплементации определенных положений в национальное законодательство.
Стратегические направления формирования экологической политики предлагаются программами действий по окружающей среде. За время проведения Европейским Сообществом экологической политики было принято шесть таких программ. Первую приняли в 1972 г., а в 2002 г. - шестую программу действий Сообщества в области окружающей среды сроком на 10 лет. Она касается регулирования эколого-правовой политики в таких сферах: изменение климата; природа и биологическое разнообразие; окружающую среду, здоровье и качество жизни; природные ресурсы и отходы. Эта программа основывается, в частности, на принципе "загрязнитель платит", принципе предупреждения и превентивных действий, а также принципе устранения источников загрязнения.
Принят Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с ратификацией Украиной Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды". Разработан ряд законодательных и нормативных актов с целью реализации в Украине требований Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. Введено лицензирование экспорта и импорта озоноразрушающих веществ. Отрабатываются механизмы законодательно-нормативного регулирования взаимодействия природоохранных органов с другими уполномоченными в этой области органами исполнительной власти, включая правоохранительные органы. Вступил в силу и выполняется Закон Украины "О программе формирования национальной экологической сети Украины на 2000-2015 годы".
Соответствии с европейскими требованиями национальная экологическая политика должна постоянно совершенствоваться и развиваться. То, что было принято в 90-х годах прошлого века, сегодня требует актуализации с учетом новых глобальных, европейских и национальных реалий, решений Всемирного саммита в Йоханнесбурге. Проблема заключается в отсутствии постоянно действующего национального законодательного механизма актуализации стратегических решений по экологизации развития государства, интеграции целей экологической политики с целями социально-экономического, инновационного и других политик развития.
18 марта 2004 вступил в силу Закон Украины "Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза". В этой Программе определяется механизм достижения Украиной соответствия третьему Копенгагенскому и Мадридскому критериям приобретения членства в Европейском Союзе, включающий адаптацию законодательства, созданию соответствующих институтов и другие дополнительные меры, необходимые для эффективного правотворчества и правоприменения.
Целью адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза является достижение соответствия правовой системы Украины acquis communautaire с учетом критериев, которые выдвигает Европейский союз (ЕС) к государствам, которые намерены вступить в него. Адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС - приоритетная составляющая процесса интеграции Украины в Европейский Союз, что, в свою очередь, является приоритетным направлением украинской внешней политики.
Acquis communautaire (acquis) правовая система Европейского Союза, к которой относятся акты законодательства ЕС (но не ограничивается ими), принятые в рамках Европейского Сообщества, Общей внешней политики и политики безопасности и Сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел. Адаптация законодательства - процесс приведения законов Украины и других нормативно-правовых актов в соответствие с acquis communautaire. С целью гармонизации природоохранного законодательства Украины с европейским принят ряд новых законодательных актов:
- Закон Украины "Об экологической сети Украины" от 24 июня 2004 p. № 1864-IV;
- Закон Украины "Об экологическом аудите" от 24 июня 2004 p. № 1862-IV;
- Закон Украины "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата" от 4 февраля 2004 г. № 1430-ИУтощо.
24 июня 2004 p. был принят Закон Украины "Об экологическом аудите", по которому определяются основные правовые и организационные основы осуществления экологического аудита, он направлен на повышение экологической обоснованности и эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Положения настоящего закона распространяются на всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и видов деятельности.
Экологический аудит осуществляется в процессе приватизации объектов государственной собственности, иного изменения формы собственности, изменения конкретных собственников объектов, а также для нужд экологического страхования, в случае передачи объектов государственной и коммунальной собственности в долгосрочную аренду, в концессию, создание на основе таких объектов совместных предприятий, создания, функционирования и сертификации систем управления окружающей средой, а также выполнение хозяйственной и иной деятельности.
15 марта 1999 Украина подписала Киотский протокол к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. Согласно договору Украина берет на себя обязательство поддерживать уровень выбросов парниковых газов в 2008-2012 pp. на уровне 1990 г. (так же как и Россия и Новая Зеландия), в то время как Швейцария, большинство стран Центральной и Восточной Европы и Европейский Союз должны уменьшить выбросы на 8, США - на 7, Канада, Венгрия, Япония и Польша - на 6%. 4 февраля 2004 Верховная Рада Украины приняла Закон "О ратификации Киотского протокола к Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата".
Итак, к национальным приоритетам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в Украине относятся:
- Обеспечение экологической безопасности ядерных объектов и радиационной защиты населения и окружающей среды, сведение к минимуму вредного влияния последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- Улучшение экологического состояния бассейнов рек Украины и качества питьевой воды;
- Стабилизация и улучшение экологического состояния в городах и промышленных центрах Донецко-Приднепровского региона;
- Строительство новых и реконструкция действующих мощностей коммунальных очистных канализационных сооружений;
- Предотвращение загрязнения Черного и Азовского морей и улучшение их экологического состояния;
- Формирование сбалансированной системы природопользования, экологизация технологий в промышленности, энергетике, строительстве "сельском хозяйстве и на транспорте.
Загрузка...