Цена - выступает в качестве общественного норматива затрат труда на изготовление продукции, и используется на всех этапах экономики: на ее основе определяются сметные показатели договоров, планов, прогнозов,
сравниваются затраты и результаты деятельности предприятия, проводится экономическое стимулирование предприятий в достижении конечных результатов при минимальных затратах .
Научным фундаментом ценообразования является теория трудовой стоимости, учение о диалектическое соединение двух сторон товара-потребительской стоимости и стоимости.
Система ценообразования в строительстве классифицируется по количеству элементов цен (прямые затраты, накладные расходы и плановые накопления), по структуре цен (расходы и прибыль) и по области применения цен (непосредственно в строительстве, в строительной индустрии).
Цена представляет денежное выражение стоимости единицы строительной продукции. Стоимость определяется количеством труда, которая израсходована на образование единицы строительной продукции.
Начальной позицией при разработке цен является классическая формула:
Ц = С + V (1 + Pm),
где С - материальные затраты,
V - оплата труда,
Pm - норма труда (отношение стоимости прибавочного продукта к оплате труда).
Существуют две модификации указанного общего метода, связанные с нормированием плановых накоплений (нормы устанавливают в процентах от удельного фондоемкости продукции и к нормативной себестоимости строительно-монтажных работ). В первом случае формула для создания цены имеет вид:
Ц = Сс + Н * Ф/100,
где Сс - себестоимость, грн.,
Н - норма прибыли,% удельного фондоемкости продукции,
Ф - удельная фондоемкисть продукции (стоимость производственных фондов на единицу продукции), грн.
Во втором случае формула для определения цены на продукцию строительства имеет вид:
Ц = Сс (1 + Нп/100),
где Нп - норма плановых накоплений,% нормативной сметной себестоимости.
Механизм ценообразования в строительстве имеет свои специфические особенности:
1). Цена на каждый объект строительства имеет индивидуальный характер, является плановой;
2). В формировании цены на продукцию строительства принимают участие подрядчик, заказчик, проектировщик: строительные организации реализуют продукцию по сводному сметы СМР; строительная продукция для заказчика обходится по сметной стоимости строительства; проектные организации на основе системы нормативов и цен составляют сметные расчеты.
3). Цена каждого отдельного объекта строительства определяется сметой, который составляется на основе проекта, и называется сметной стоимостью.
Существует два понятия цены строительной продукции: полная сметная стоимость (цена продукции отрасли) и стоимость строительно-монтажных работ - цена продукции отдельных строительно-монтажных организаций.
Первая из них определяется сводным сметным (строительно-монтажные работы, затраты на приобретение оборудования, инструмента, инвентаря и другие расходы), вторая - сметной стоимостью СМР, которые входят в полную сметную стоимость объекта.
Плановая цена выполняет несколько функций:
- Учетную, как средство учета и измерения валовой и товарной продукции, объема реализации капитальных вложений, эффективности производства, фонда заработной платы, производительности труда, рентабельности хозяйства;
- Стимулирующее как рычаг влияния на темпы и эффективность технического прогресса, на улучшение качества продукции, снижение себестоимости, повышение эффективности общественного производства;
- Перераспределение как средство перераспределения дохода в отклонения цен от стоимости товаров для решения социальных и хозяйственных задач.
Сметные цены на одинаковые здания и сооружения разные том, зависящих от природно-климатических условий (геологических, гидрогеологических, климатических), а также экономико-географических факторов, наличие источников водоснабжения, котельных, магистральных инженерных сетей, автомобильных и железнодорожных путей, природных ресурсов.