Место и роль предприятий в национальной экономике, их количество и виды зависят от типа экономической системы. В командно-административной системе деятельность предприятий подчиняется указаниям органы.
В рыночных экономических системах предприятие функционирует в условиях экономической свободы и конкуренции, однако с определенными законодательными ограничениями.
Основные методы хозяйствования
Под методами хозяйствования понимают эффективное использование экономических ресурсов с целью обеспечения процесса производства и реализации продукции или предоставления услуг. Лучшему сочетанию факторов производства способствует эффективная система управления (менеджмент) и маркетинг.
Менеджмент
Менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления, которые разрабатывают и применяют с целью повышения эффективности хозяйствования и увеличения прибыльности компании.
Управление выполняет следующие функции: планирование деятельности, организация деятельности, мотивация персонала, контроль за деятельностью (см. схему 25).
Планирование деятельности предполагает формирование системы целей и ориентиров развития предприятия, возможностей их достижения и т.д..
Организация деятельности предусматривает создание структуры предприятия - подразделений, отделов и т.д., распределение функций и полномочий между структурными подразделениями и работниками, охватывает организацию движения информации и ее защиты.
Мотивация персонала предусматривает создание системы стимулирования и наказания работников с целью более эффективной работы персонала.
Контроль за деятельностью предусматривает проверку соответствия экономических и исполнение определенной цели компании. Эта функция частично может быть делегирована посторонним по предприятию субъектам, например аудиторской фирме.
Маркетинг
Маркетинг - это наука, охватывающая методы исследования рынка и стратегии стимулирования продаж. Основной задачей маркетинга на предприятии является достижение целей компании через максимальное удовлетворение потребностей потребителя. Решить эту задачу можно путем детального изучения рынка, спроса потребителей, их вкусов и потребностей. С другой стороны, это активное воздействие на рынок с целью формирования спроса. Одним из самых распространенных элементов маркетинговой политики является реклама.
Для процесса продуцирования фирмы используют самые разнообразные средства - сооружения, оборудование, материалы. В хозяйственном процессе фирмы используют наличные и безналичные расчеты. Средства и средства предприятия составляют его активы.
Активы предприятия - это средства и денежные средства, которые использует фирма в процессе хозяйственной деятельности. В соответствии с принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности активы предприятия классифицируются по различным признакам.