Северном Возрождению были присущи несколько особенностей.
Во-первых, поскольку в Германии и Нидерландах роль городов была сравнительно с Италией намного меньше, гораздо медленнее были и темпы развития ренессансных элементов в культуре ("питательной почвой" для которой, как уже указывалось, именно городская жизнь).
В целом можно сказать: если Италия порождала новое, то остальная Европа его вводила.
В феодально-крестьянской Европе еще большей была расхождение между культурной элитой и основной массой носителей культуры. Но именно здесь было достигнуто равновесие между античными и средневековыми источниками нового духовного движения.
В Северном Возрождении важнее оказалась не внешняя "перестройка" поведения, быта, чувств, а глубокие внутренние изменения взглядов на мир, а через них - и взаимоотношений между людьми, между человеком и обществом, а позже - между человеком и Богом, нашли выход в мощном религиозном движении Реформации. Несмотря на большое количество технических открытий, среди которых и изобретение книгопечатания немцем И. Гутенбергом и развитие металлоплавильные и металлообрабатывающих технологий, стеклодувного ремесла и распространения ветряных мельниц.
Одно из важнейших открытий сделано культурой Северного Возрождения в сфере политико-экономической. Это так называемое Магдебургское ("немецкий") право - право городов, живших на основе самоуправления, свободных экономико-политических объединений, даже выбора князей-сюзеренов. Магдебургское право станет источником создания европейских гражданских кодексов Нового времени.
Реформация, возникшая в элитарных кругах (ее идеологами стали ученые Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен), быстро захватывает сознание самых широких кругов общества. Северное Возрождение отличается предельной экзальтированностью внутренних переживаний, что.
Искусство Северного Возрождения соединило средневековый символизм и новому осмысленный мистицизм, что придало ему новых смысловых оттенков.