XVII век для европейской культуры стало эпохой исторических переломов
, революционных перестроек и противоречий, поэтому именно движение и противоречивость становятся главными элементами в духовном познании мира и построении его новой картины.
Основные черты культуры XVII в. в Западной Европе связаны с общей социальной атмосферой эпохи, с тем стремительным развитием естественных наук и философии, предпосылки которого сложились еще в эпоху Ренессанса. Уже в прошлом веке в учениях итальянских натурфилоофив начинают складываться новые представления о мире. На рубеже XVI и XVII ст. Джордано Бруно, Галилей и Кеплер, развив гелиоцентрическую систему Коперника, пришли к выводу о возможности существования бесконечного множества миров, о безграничности Вселенной, в котором Земля является не центром, а лишь составным элементом.
Изобретенные в это время телескоп и микроскоп буквально развернули перед человеком новые миры - безграничный мир Космоса и бесконечно малый мир микроскопических организмов, существует рядом с человеком. Работы Галилео Гали лея по проблемам скорости, инерции, независимости действия сил и др.. приводят к выводу, что совершенство, есть идеал, оказывается не в неизменном ("классическом"), а в том, что постоянно меняется. Этот вывод настолько же важен для развития и понимания всей европейской культуры XVII в., Как и утверждение Декарта, что все явления природы объясняются только движением материи.
Но главное, что изменилось в семнадцатом веке - это понимание человека, его места в мире, понимание отношений между личностью и обществом. Человек новой культуры - это в первую очередь сложная, многоплановая, полная противоречий и постоянной борьбы с собой и с миром личность, к которой уже может быть применено наше нынешнее понятие индивидуальности. Человек в культуре барокко - это, говоря словами замечательного английского поэта Джона Донна, «... маленький мир, созданный как клубок. Человек XVII в. - Это прежде всего человек чувства, человек эмоции, а не человек действия, как в предыдущую эпоху Ренессанса.