В начале XVII века в Европе сформировались государства с абсолютной монархией (Испания, Франция и др.)., Появились новые страны с преобладающей ролью среднего класса (Голландия), некоторые страны (Италия, Германия, Польша) находились в состоянии экономического упадка.
Католический Рим перестал быть религиозным центром Европы. От него, отказавшись платить налоги, отошли Англия, скандинавские страны, Нидерланды, часть германских княжеств, Женева. Европа разделилась по религиозным признакам: лютеранство - в Германии и Скандинавии, кальвинизм - в Голландии, англиканская церковь - в Англии и т.д.. Рим пытается вернуть былое могущество, но это только усиливает напряженность в Европе и приводит к религиозным военных конфликтов.
Развитые европейские страны (Англия, Франция, Испания, Голландия, Швеция) захватили обширные колониальные владения в Новом Свете и Северной Африке.
Между частями Европы связи углубились. Любой военный или революционный конфликт становился общеевропейским и отзывался в колониальных странах на других континентах. Так было во время Тридцатилетней войны (1618 - 1648), которая втянула в свою орбиту большое количество стран и изменила карту Европы. А буржуазные революции в Северных Нидерландах и Англии окончательно поменять соотношение сил в экономике и политике не только европейских государств.
В Европе XVII века параллельно сосуществовали уклады (иногда даже в рамках одного государства) - феодальный и буржуазный. Дворянство вынуждено было считаться с растущей буржуазией как общественным состоянием, набирал силу даже в странах с абсолютной монархией.
В этих условиях происходит формирование мировоззрения человека этой эпохи.
Человек потерял веру в себя: она видела себя только маленькой частью большого общественного целого, противостоять законам которого она была бессильна. Исчезло чувство его личной причастности к тем событиям, которые происходили. Возникает осознание конкретной грани человеческих возможностей, и появились сомнения в способности интеллекта усовершенствовать существующий миропорядок и сделать человеческую жизнь достойным.
Человек погрузились в свой внутренний мир, ища в нем опоры. Индивидуализм - определяющая примета времени. Кто-то надеялся на монархию, видя в ней защиту от бед. Некоторая часть (довольно большая) искала спасения в вере, доходя иногда до крайнего фанатизма. А некоторые находил утешение в земных, чувственных радостях.
Метания между землей и небом стало таким болезненным, что человек пришел к осознанию собственного несовершенства, греховности. Она все еще наивно верила, что телесную и духовную красоту можно совместить в одной выбранной, идеальной лицу. Считала также, что красота и наслаждение земной жизнью временные и были лишь слабым отражением желаемого райского блаженства. Личность стала высоконравственной и способной к самосохранению.
Наряду с первоочередной задачей, связанной с решением социальных проблем, на протяжении XVII-XVIII веков решался другой, не менее сложный вопрос: подчинение силы природы ума.
Французский философ XVII века Рене Декарт сформулировал содержании наук. Английский философ Фрэнсис Бэкон утверждал, что чем больше человек будет знать, тем больше она будет подчинять себе природу.
Философские корифеи XVII века - Декарт, Бэкон, Галилей - способствовали активному развитию естественных наук.
Таким образом, XVII век - век научного овладения природой, подчинения ее власти человека; века общественного переустройства, абсолютизма.
Но без работы научной мысли XVII века не могло быть и речи о победное развертывания освободительного просветительского движения XVIII века соответственно.
Не осталось в стороне и искусство. В истории художественной литературы западноевропейских народов XVII век отмечен большими достижениями.
Следует отметить, что историческая судьба народов Западной, Центральной и Южной Европы в XVII в. сложилась по-разному. Укрепление мировых торговых путей произвело негативное влияние на внутреннюю экономику Италии. Когда-то богатая страна, центр европейской и мировой культуры в XIV, XV и частично
XVI веках, Италия, потерпевшей пагубных походов интервентов, нищая, ее культура упадок, и в XVII веке итальянский литература не создала ничего выдающегося, что могло бы привлечь внимание соседних народов.
Почти такого же преобразования претерпела и Германия, на экономическое, политическое и культурное жизнь которой негативным образом повлияла Тридцатилетняя война. Германия тоже не дала миру в области литературы крайней мере каких-то выдающихся достижений в
XVII веке.
На короткий промежуток времени удалось вырваться вперед Испании. Захватив обширные заморские колонии, опустошая американские запасы золота, она быстро разбогатела и превратилась в XVI веке на одну из самых мощных стран. Но это продолжалось недолго. Поток золота из Америки прекратился, а за это время внутреннее хозяйственную жизнь в стране, ее собственное производство успело упасть. К тому же в конце XVI века у берегов Англии терпит поражение все испанский флот, так называемая "Непобедимая Армада".
После смерти Сервантеса (1616) испанский проза уже была не в состоянии занимать достойное место на мировой культурной арене. Однако силы Возрождения еще не иссякли у испанских драматургов первой половины XVII века: еще продолжал творить Лопе де Вега, сохранял свою мощь талант Педро Кальдерона.
В литературной жизни Западной Европы это был возраст Франции. Пережив религиозные войны второй половины XVI века, Украина достигла в XVII веке политической стабилизации. Здесь было установлено абсолютную монархию, способствовало национальному объединению. Начинала широко развиваться культура. Вместе с именем Декарта на мировую арену выходит французская философия. П. Корнель, Ж. Расин дали лучшие образцы новой классицистической трагедии. Мольер создал комедию, которая после Шекспира и Лопе де Вега к появлению комедий Бомарше не находила себе равных в драматургии Западной Европы.
Лафонтен подал классический образец байки. Значительных успехов достигала французский проза, в частности афористическая, представлена творчеством Паскаля. Ларошфуко, Лабрюйер, мемуарная, психологический роман т.д..
Таким образом, литература стран Западной Европы XVII века отразила в себе победы и поражения человеческой мысли, строго обусловлены историческими причинами. Она увековечила радости и страдания, думы и чаяния народов.
Понятия "литература XVII века" означало не календарный период, а культурно-историческую эпоху с присущими ей чертами, которые отличают ее от предыдущей эпохи - эпохи Возрождения и следующего периода - эпохи Просвещения.
В литературе XVII века четко выделились три художественных направления:
• Ренессансный реализм, (представитель Лопе де Вега);
• Барокко (П. Кальдерон)
• Классицизм (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер).
На первом плане искусства и литературы XVII века выдвинулось изображение внутренних противоречий человека, осмысление разорванности связи между личностью и обществом, между жизненными идеалами и реальной действительностью.