Ренессансный реализм продолжал демократические традиции гуманистов Возрождения.
Сам термин "ренессансный реализм" был взят литературоведами с той целью, чтобы обозначить ту часть художественного достояния XVII века, которая не могла быть отнесена ни к классицизму, ни к барокко и непосредственно была связана с идеями и эстетическими позициями гуманистов Возрождения.
Тем более условный характер имел сам термин "реализм", ведь в произведениях писателей, которых мы можем отнести к этому направлению, даже не поднимался вопрос об отражении внутреннего мира человека, его чувств, переживаний и страстей. Несмотря на это, ренессансный реализм сыграл, безусловно, положительную роль в становлении реализма вообще. Его историческая заслуга состояла, главным образом, в проводимой им решительной борьбе с аристократической чрезмерной изысканностью литературы барокко, с присущей ей фальшивой идеализацией феодального общества и с его манерным, прециозным составом.
Яркий представитель этого литературного направления в XVII веке Лопе де Вега противопоставлял пессимизма, отчаяния поэтов барокко неисчерпаемую оптимистическую энергию своих блестящих комедий, полных солнца и жизненных сил. Лопе де Вега вместе с тем отвергал "ученый" догму классицистической теории, выступая за свободное вдохновение художника и его близость к народным массам.
Писатели-представители направления ренессансного реализма-специально и осознанно выбирали "низменные" формы, воспроизводя "грубую" правду жизни. Среди шуток и в ряде непристойных каламбуров встречались очень глубокие по своей социальной сути идеи о том, что "земные блага является общим достоянием, они не должны принадлежать одному человеку больше, чем другим".