Барокко - литературный и общехудожественный направление, зародившееся в Италии в середине XVI века, распространился на другие европейские страны, где существовал на протяжении XVI-XVII веков.
Термин "барокко" был введен в XVIII веке, причем не представителями направления, а их противниками - классицистами, которые видели в искусстве барокко вполне негативное явление.
Этимология термина "барокко" не определена и сегодня. Скорее всего, он происходит от португальского выражения "perola baroko" - "жемчужина неправильной формы" или от итальянского слова, означающего "причудливый", "странный".
Термин "барокко" впервые был применен для характеристики стиля архитектурных сооружений. Впоследствии его начинали употреблять для обозначения других художественных явлений. В XVIII веке применяли к музыке, а в XIX веке его скульптуры и живописи. В конце XIX века начали говорить о барокко в литературе.
Расцвет европейского литературного барокко пришелся на XVII век, объединяло две большие эпохи - Ренессанс и Просвещение. В барочном направлении следует видеть синтез искусств двух эпох - Возрождения и Средневековья (готики), хотя нельзя исключать и наличия в нем целого ряда оригинальных стилистических приемов и поэтических рис.
Характерной особенностью нового времени стала противоречивость мыслей и чувств. Если главным для эпохи Возрождения был страстный поступок в мире ("Ромео и Джульетта", "Дон Кихот"), то для барочной эпохи - страстные размышления о мире. Литература барокко вела человека в мир невозможного, в мир грез и сновидений.
Характерные черты направления:
• трагическая напряженность
• мировосприятия;
• пессимизм;
• скепсис, разочарование;
Человек, согласно ведущей барочной идеей,-песчинка во Вселенной. Жизнь ее мимолетное, в нем господствуют случай и рок. Распространенные темы литературы барокко - "memento more" ("помни о смерти") и "vanitas" ("суета"). Человек обречен на жизненную суету и страдания и на смерть, является спасением от скорби жизни;
• противопоставление реальности и иллюзий;
• гармоничное сочетание трагического с комическим, возвышенного с вульгарным, ужасного с забавным, есть "сочетание непоеднаного";
• инакомовнисть;
• наклон к усложненной формы;
• взгляд на Бога как на вершину совершенства (но сохранялся и антропоцентризм: человек трактовалась не как противовес Богу, а как совершенное его творение)
• сохранение античного идеала красоты, но попытка сочетания его с христианским идеалом (Венера Милосская и Сикстинская мадонна).
Термин "барокко" дал возможность объединить в рамках этого литературного направления немало течений и школ, которые существовали в основном в течение XVII века и отмечались типологически родственными чертами. Остановимся на характеристике некоторых из них.
1. Гонгоризм-аристократическая школа в испанской поэзии, которую начал поэт Луис де Гонгора.
Признаки этой школы
• отказ от ренессансного принципа доступности поэзии;
• утверждение культа чистоты формы, принципиальной безсюжетности и усложненности поэтического слова.
2. Маринизм - литературное течение в Италии XVII века, связана с именем Джамбатиста Марино.
Характерные черты этой школы:
• преимущество формы над содержанием;
• наличие капризных метафор, сравнений, словесной игры при отсутствии ощущения, этических и общественных идей.
3. Прециозным литература - (от франц. "Изысканный", "утонченный") аристократический направление в литературе Франции XVII века.
Особенности
• воспевание галантного любви и мелких эпизодов из светской жизни;
• использование капризных метафор, условных аллегорий, перифраз;
• любимые формы лирики: сонеты, рондо, послания.
4. Метафизическая школа - направление в английской литературе XVII века.
Признаки
• характерна крайность усложненной формы;
• изобретение капризных образных концепций (Кончетта), метафор;
• тяжелое расшифровки символов и аллегорий.
Вывод. Итак, барокко в искусстве и литературе XVII века стало одним из мощнейших стилевых направлений, которые создали неоспоримые ценности. Главной задачей барокко было тронуть человека, произвести на нее сильное впечатление. Период барокко - неповторимое художественное явление, которое оставило после себя причудливые, а иногда даже причудливые памятники во многих европейских странах.