Психоанализ и психоаналитическая (психодинамическая) терапия относятся к форм психотерапии, направленных на осознание и изменение дезадаптивных структуры личности.
Эффективного приспособления достигают посредством осознания еще бессознательного конфликта, страха или мотивации.
В ранних публикациях по истории Йозеф Брейер и Зигмунд Фрейд описали терапевтическую технику гипнотического катарсиса (от гр. Katharsis - очищение) для осознания вытесненных чувств и воспоминаний о травмивного ситуации. Убедившись в неустойчивости улучшение после гипнотического катарсиса, 3. Фрейд начал использовать технику концентрации: незагипнотизо-ного пациента поощряли к воспоминаниям о событиях, имевших отношение к симптомам. Эту технику, в свою очередь, был заменен методом свободных ассоциаций, когда пациент должен вербализува-ти все, что приходит ему в голову, без сознательного сокрытия чего-либо. Последнее условие является основным правилом психоаналитического лечения и ведет к экспрессии бессознательных чувств, импульсов, фантазий, идей, Обнаружено, что анализ снов посредством свободных ассоциаций является важным инструментом доступа к бессознательных мотиваций, по словам 3. Фрейда, "королевской дорогой" к бессознательному.
Несмотря на желание и попытки свободных ассоциаций, пациент во время терапии наталкивается на препятствия относительно процесса асоц-вания. Задержки, препятствия на пути экспрессии и осознание бессознательных мотиваций называют сопротивлением. Значительная часть усилий терапевта направлена на распознавание сопротивления и использования интерпретаций с целью достижения пациентом осознание собственной символической поведения и психодинамики (инсайта). Интерпретации аналитика могут касаться мотиваций и эмоций пациента, указывать на сходство между видимо независимыми ситуациями, увеличивать осознание причинно-следственных связей в его жизни, открывать скрытый или символический смысл поведения, эмоций, симптомов. Цель интерпретаций - не убеждать пациента в чем-то, а помочь ему в самопознании. Широко известна аналогия процесса интерпретации с зеркалом, в котором пациент впервые видит свои бессознательные мотивы. Увиденное может быть страшным, неприятным, даже неприличным. У больного может возникнуть необходимость возразить увиденное, быть слепым по этой реальности. Сопротивление развитию осознания может проявляться в таких реакциях пациента, как молчание, отрицание, избегание, забывание, неловкость и сильные эмоции, в том числе злость на терапевта.
Терапевтический прогресс достигается с помощью осторожных, высказанных в форме предположения интерпретаций, которые делают с учетом того, чтобы пациент был готов их воспринять.
Основная черта, отличающая психоанализ от других форм психотерапии, это исключительное внимание к развитию, анализа и решения трансферных отношений, трансферного невроза.
Трансфер (перенос) определяется как специфическая форма бессознательного перемещения на психотерапевта эмоций и отношений, которые по происхождению связаны с важными лицами в биографии пациента, такими, как родители, братья, сестры. Пациент относится к психотерапевту так, будто последний является ответственным за первоначальное развитие положительных, отрицательных или амбивалентных чувств, и ожидает, что психотерапевт вести себя так же, как важные лица его ранних отношений.
Во время повторного переживания этих вытесненных эмоций в процессе психотерапии пациент бессознательно перемещает на психотерапевта чувства, желания, изначально связаны с другими. Негативные и позитивные чувства к аналитику таким образом символически освобождают его от предыдущего эмоционального опыта.
С другой стороны, аналитик понимает, что его поведение по отношению к пациенту, также может быть следствием неадекватных стереотипов и перемещение бессознательных чувств и мотивов, есть контртрансферу (контрперенос).
Цель психоаналитической терапии - заменить бессознательные действия сознательными. На трансфер и сопротивление, делая интерпретации, психотерапевт помогает пациенту осознать собственные потребности и конфликты для поиска их реального решения.
Существует такая классификация расстройств по степени их доступности в психоаналитической терапии: истерия, компульсивные и кон-версивни неврозы, невротическая депрессия, характерологические нарушения, перверзии, зависимости, импульсивные неврозы, психозы (тяжелые эпизоды МДП, шизофрения). К другим факторам, которые влияют на последствия психоаналитической терапии, относятся возраст пациента, его интеллект, уровень образования, возможность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, доверительных отношений и эффективного сотрудничества с психотерапевтом, умение переживать, распознавать и описывать эмоции, мыслить психологическими категориями .
Недостатками психоаналитической терапии является высокая цена, большая продолжительность (от 3-4 мес при короткой психоаналитической терапии до 5-б лет - за классического психоанализа), тенденция к развитию чрезмерной зависимости от психотерапевта.
Психоаналитическая (психодинамическая) терапия потерпела глубокого влияния неофрейдистського анализа Карен-Хорни, Эриха Фромма, Гарри Салливен, Эрика Берна с его акцентом на интер-персональном и социокультурном аспекте, по которым формируются черты характера и особенности дезадаптивных поведения пациентов. Большинство аналитиков сегодня анализируют отношения пациент - терапевт, адаптацию пациента к окружению, развитие нарушенных социально-психологического паттернов. Они полагаются на интерпретацию снов, перенос, сопротивления, но есть активными в роли терапевта, используют терапевтические сессии, встречи с пациентом наедине, не используют традиционной психоаналитической кушетки. Особо акцентируют внимание на отношениях пациент - терапевт, считая их методом внедрения и получения корректирующего эмоционального опыта, поскольку ответ терапевта на поведение и ожидания больного отличается от ответов со стороны родителей и других лиц при развитии больного.
S. L. Foulkes в 1941 г. начал использовать и развил групповой метод аналитической терапии. W. R. Виоп (1961) разработал концепцию групповой динамической терапии, согласно которой больного рассматривают как центр взаимоотношений с другими членами группы, а его бессознательное оценивают по высказываниям как о себе, так и других членов группы. При этом формируются групповые механизмы психологической защиты (см. "Групповая психотерапия").
Загрузка...