С XVII в. берут свое начало новые нормативно-эстетические системы, основы которых были заложены еще эпохой Возрождения - барокко и классицизм. Кризис культуры Возрождения, последствия Реформации и Контрреформации, кризис феодализма как общественной системы приводят к новому пониманию мира как противоречивого
, трагического и динамического явления. Одной из центральных идей барокко есть особое понимание красоты как идеального образования, выше природы. Искусство должно совершенствовать природу и отражать не уродство реальной жизни, а облагороженную и улучшенную действительность. С этим связаны следующие особенности эстетики барокко, как великолепие, парадность, театральность, живописная иллюзорность, возвышенность и торжественность.
Другое направление нормативной эстетики связан с именем Рене Декарта (1596-1650 гг), автором системы философского рационализма. Он получил название классицизм. Основным эстетическим принципом провозглашается верность природе, логично организованной и творчески облагороженная разумом. По мнению теоретиков классицизма, объективно присуща мира красота - симметрия, пропорция, мера, гармония - должна воспроизводиться в искусстве по античным образцам.
Основные идеи эстетики классицизма изложены в сочинении "Поэтическое искусство", автором которого является поэт-сатирик Николя Буало (1637-1711 гг.) Буало доказывает исключительную роль разума в творчестве и восприятии искусства. Именно разум упорядочивает материальный мир, и художник отражает лишь духовные сущности, которые лежат в основе природы. Идеалом ума и образцом искусства считал произведения римской античности. Искусство должно проповедовать нравственные ценности через изображение благородных чувств и героических поступков. Верный рационалистическим традициям Буало пытался конкретизировать теорию жанров, определив четкую границу между "высокими" (ода, поэма, трагедия) и "низкими" (эпиграмма, байки, комедия) искусствами.