Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Период с XIII в. по XV в. историки украинской философии считают наименее исследованным, что затрудняет полной картины развития эстетической мысли. В период феодальной раздробленности земли Киевской - Руси были распределены между десятками княжеств.

Впоследствии они подверглись влиянию Речи Посполитой и Московского государства, что существенно повлияло на их развитие.

С XV в. в Украину начинают проникать идеи Ренессанса. Это влияние можно увидеть в архитектуре (Лаврский монастырь и Армянская церковь во Львове), живописи и прикладном искусстве XV-XVII вв. Украинские ученые принимали активное участие в европейском гуманистическом движении.

Духовная жизнь и мировоззрение народа нашли отражение в устном творчестве - думах и исторических песнях, а также в письменности - полемической литературе.

Появление украинского героического эпоса была связана с борьбой народа против иноземных захватчиков. Думы и песни о борьбе казаков против татар и турок, против польской шляхты, возникали и распространялись благодаря их исполнителям - кобзари и лирники выражали сущность народного понимания прекрасного, воспитательной роли устного творчества. Прежде всего в думах нашли отражение такие эстетические категории как героическое, возвышенное и трагическое, на основании которых авторы дум воспроизводили характеры мужественных воинов, защитников родной земли (песня про Байду).

В связи со стремлениями западноукраинских православных патриархов присоединиться к католической церкви, в XVI - начале XVII в. возникает полемика между сторонниками и противниками этой идеи. В полемической литературе наряду с религиозно-конфессиональным поднимаются общественно-политические и культуры о-исторические вопросы. В полемической публицистике можно проследить две противоположные тенденции. Первая, отстаивая позиции аскетического максимализма, отрицает необходимость эстетического. Наиболее полно эти представления представлены в работах И. Вышенского (1545-50 - между 1621-33 гг.) Он, исходя из принципов византийского аскетизма, требовал простоты древнехристианского братства, как осуществление царства Божия на земле, апологетизував бедность и глупость, выше всякий ум. Поэтому выступал против светского образования, изучения иностранных языков и античной философии. Противопоставлял христианскую этику художественно-эстетическим идеалам красоты и радости жизни. Другие полемисты приветствуют философско-эстетические влияния европейской гуманистической традиции, не связывая их с католицизмом (Зизаний, М. Смотрицкий и).


Итак, развитие эстетической культуры Украины осуществляется через усвоение и развитие достижений европейской гуманистической культуры в тесной связи с особенностями религиозной жизни в Украине.

Развитие эстетической мысли XVII-XVIII вв. исследователи связывают с Киево-Могилянской академией, которая была значительным образовательным и научным центром Восточной Европы. Именно здесь происходит становление профессиональной философии. Философские системы, излагались профессорами Киево-Могилянской академии, сочетали в себе гуманистические, реформаторские идеи и раннее Просвещение, что обусловило и основные направления развития философского знания. С этим учебным заведением связаны имена Г. С. Сковороды и Ф. Прокоповича.

Из Киево-Могилянской академии начинается путь Григория Саввича Сковороды (1722-1794 гг) выдающегося украинского философа эпохи Просвещения. Окончив академию, Г. Сковорода долгое время работает учителем и только в 1769 г. оставляет педагогическую деятельность, начиная жизнь странствующего философа. В своей жизни Г. Сковорода воплотил свою философию - в этом ее величие и слабость. Воплотив свою философию в жизнь, Г. Сковорода не уделял большого внимания систематизации, формальной теоретической обработке своих мыслей.

Философия Сковороды сосредоточивается на этической и гуманистической проблематике, в центре которой - человек. Его эстетические взгляды сочетаются с философскими, этическими, его поэзией. Решая проблему "человек и мир" Сковорода переосмысливает теорию самопознания, была распространена в XVIII в. Этот путь - в познании человеком условий гармонии своего бытия, связанные с принципом "родной работы". "Сроднисть" - это соответствие тому высшем, разумном и справедливом началу, определяющий смысл человеческого бытия. Это проявление у человека вечного, божественного. Рассмотрев себя познав себя самого, человек найдет в себе душевный покой и сердечную радость, есть такой труд является главным условием жизни одновременно прекрасного и нравственного. "Закон сродность" особое значение приобретает в жизни и деятельности художников.

Большое место в творчестве Сковороды принадлежит красоте природы, не затронутой вмешательством человека. Природные ритмы и пропорции, красота полей, лесов, рек противопоставлены в баснях Сковороды бесполезности собственнических устремлений, конфликтов в обществе людей.

Феофан (Феофан) Прокопович (1681-1736 гг) - выдающийся украинский церковный и общественный деятель, писатель, ученый-энциклопедист. Признавая ведущей в формировании человека роль духовной красоты, рассматривает красоту человека как гармонию духа и тела. Также признает прекрасными как явления природы, так и явления общественной жизни: моду, этикет и т.п..

Трактует искусство как умение, способность оказывать предметам нового качества на основе изменения их природных качеств в соответствии с потребностями человека. Исходя из рационалистических традиций подчеркивает связь ума с искусством. "Художник - пишет он в" Логике ", - сначала постигает умом, каким образом он вы водить контуры и накладывать краски. Это принципы искусства, которые могут существовать без самого произведения. Затем он берет кисть, проводит линии, раскрашивает. Это уже воплощение и осуществление этого же искусства ".

Основные идеи Прокоповича нашли свое отражение в курсах риторики и поэтики. Поэтика в отличие от других видов творчества способна непосредственно влиять на эстетические чувства человека. Поэтика связана с развитием таких способностей человека, как чувство стиля, фантазия и воображение.

Определяя цель поэзии, неразрывно связывает ее с моралью. Здесь он согласен с Горацием, что стремление к нравственной користиповинне объединяться в поэзии с ее радостью, способностью приносить эстетическое наслаждение как в процессе творчества самому поэту, так и в процессе восприятия его читателями.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии