Период с XIII в. по XV в. историки украинской философии считают наименее исследованным, что затрудняет полной картины развития эстетической мысли. В период феодальной раздробленности земли Киевской - Руси были распределены между десятками княжеств.
Впоследствии они подверглись влиянию Речи Посполитой и Московского государства, что существенно повлияло на их развитие.
С XV в. в Украину начинают проникать идеи Ренессанса. Это влияние можно увидеть в архитектуре (Лаврский монастырь и Армянская церковь во Львове), живописи и прикладном искусстве XV-XVII вв. Украинские ученые принимали активное участие в европейском гуманистическом движении.
Духовная жизнь и мировоззрение народа нашли отражение в устном творчестве - думах и исторических песнях, а также в письменности - полемической литературе.
Появление украинского героического эпоса была связана с борьбой народа против иноземных захватчиков. Думы и песни о борьбе казаков против татар и турок, против польской шляхты, возникали и распространялись благодаря их исполнителям - кобзари и лирники выражали сущность народного понимания прекрасного, воспитательной роли устного творчества. Прежде всего в думах нашли отражение такие эстетические категории как героическое, возвышенное и трагическое, на основании которых авторы дум воспроизводили характеры мужественных воинов, защитников родной земли (песня про Байду).
В связи со стремлениями западноукраинских православных патриархов присоединиться к католической церкви, в XVI - начале XVII в. возникает полемика между сторонниками и противниками этой идеи. В полемической литературе наряду с религиозно-конфессиональным поднимаются общественно-политические и культуры о-исторические вопросы. В полемической публицистике можно проследить две противоположные тенденции. Первая, отстаивая позиции аскетического максимализма, отрицает необходимость эстетического. Наиболее полно эти представления представлены в работах И. Вышенского (1545-50 - между 1621-33 гг.) Он, исходя из принципов византийского аскетизма, требовал простоты древнехристианского братства, как осуществление царства Божия на земле, апологетизував бедность и глупость, выше всякий ум. Поэтому выступал против светского образования, изучения иностранных языков и античной философии. Противопоставлял христианскую этику художественно-эстетическим идеалам красоты и радости жизни. Другие полемисты приветствуют философско-эстетические влияния европейской гуманистической традиции, не связывая их с католицизмом (Зизаний, М. Смотрицкий и).
Итак, развитие эстетической культуры Украины осуществляется через усвоение и развитие достижений европейской гуманистической культуры в тесной связи с особенностями религиозной жизни в Украине.
Развитие эстетической мысли XVII-XVIII вв. исследователи связывают с Киево-Могилянской академией, которая была значительным образовательным и научным центром Восточной Европы. Именно здесь происходит становление профессиональной философии. Философские системы, излагались профессорами Киево-Могилянской академии, сочетали в себе гуманистические, реформаторские идеи и раннее Просвещение, что обусловило и основные направления развития философского знания. С этим учебным заведением связаны имена Г. С. Сковороды и Ф. Прокоповича.
Из Киево-Могилянской академии начинается путь Григория Саввича Сковороды (1722-1794 гг) выдающегося украинского философа эпохи Просвещения. Окончив академию, Г. Сковорода долгое время работает учителем и только в 1769 г. оставляет педагогическую деятельность, начиная жизнь странствующего философа. В своей жизни Г. Сковорода воплотил свою философию - в этом ее величие и слабость. Воплотив свою философию в жизнь, Г. Сковорода не уделял большого внимания систематизации, формальной теоретической обработке своих мыслей.
Философия Сковороды сосредоточивается на этической и гуманистической проблематике, в центре которой - человек. Его эстетические взгляды сочетаются с философскими, этическими, его поэзией. Решая проблему "человек и мир" Сковорода переосмысливает теорию самопознания, была распространена в XVIII в. Этот путь - в познании человеком условий гармонии своего бытия, связанные с принципом "родной работы". "Сроднисть" - это соответствие тому высшем, разумном и справедливом началу, определяющий смысл человеческого бытия. Это проявление у человека вечного, божественного. Рассмотрев себя познав себя самого, человек найдет в себе душевный покой и сердечную радость, есть такой труд является главным условием жизни одновременно прекрасного и нравственного. "Закон сродность" особое значение приобретает в жизни и деятельности художников.
Большое место в творчестве Сковороды принадлежит красоте природы, не затронутой вмешательством человека. Природные ритмы и пропорции, красота полей, лесов, рек противопоставлены в баснях Сковороды бесполезности собственнических устремлений, конфликтов в обществе людей.
Феофан (Феофан) Прокопович (1681-1736 гг) - выдающийся украинский церковный и общественный деятель, писатель, ученый-энциклопедист. Признавая ведущей в формировании человека роль духовной красоты, рассматривает красоту человека как гармонию духа и тела. Также признает прекрасными как явления природы, так и явления общественной жизни: моду, этикет и т.п..
Трактует искусство как умение, способность оказывать предметам нового качества на основе изменения их природных качеств в соответствии с потребностями человека. Исходя из рационалистических традиций подчеркивает связь ума с искусством. "Художник - пишет он в" Логике ", - сначала постигает умом, каким образом он вы водить контуры и накладывать краски. Это принципы искусства, которые могут существовать без самого произведения. Затем он берет кисть, проводит линии, раскрашивает. Это уже воплощение и осуществление этого же искусства ".
Основные идеи Прокоповича нашли свое отражение в курсах риторики и поэтики. Поэтика в отличие от других видов творчества способна непосредственно влиять на эстетические чувства человека. Поэтика связана с развитием таких способностей человека, как чувство стиля, фантазия и воображение.
Определяя цель поэзии, неразрывно связывает ее с моралью. Здесь он согласен с Горацием, что стремление к нравственной користиповинне объединяться в поэзии с ее радостью, способностью приносить эстетическое наслаждение как в процессе творчества самому поэту, так и в процессе восприятия его читателями.