В первые десятилетия эстетические проблемы в основном развиваются в рамках риторики и поэтики, литературоведения и фолькльористикы. Эстетические идеи XIX в. рассматривались представителями классицизма, а затем и романтизма.
В центре их внимания находились такие проблемы как природа изящного, происхождения и сущности искусства, эстетический вкус и идеал, воспитательное значение искусства, и наконец предмет эстетики.
В целом для классицизма характерны рационализм, нормативность творчества. Труды И. Рижського и его учеников представляют систематизация основных принципов и положений классической эстетики. И. Рижський (1759-1811 гг) трактует эстетику как науку, которая устанавливает правила на основе изучения "законов совершенства вещей". Критерием прекрасного провозглашается совершенство вещи, когда предметы и явления "будут изображены с тончайшей верностью".
Но это не просто мимесис (подражание, воспроизведение). Художник благодаря вкусу и творческой фантазии, выбирая из предметной реальности наиболее яркое, характерное, создает свой собирательный образ, наиболее соответствует его цели. Стремясь к совершенству он творит свою природу и свое человечество. Эстетика Рижского направлена на воспитание и совершенствование вкуса и распространяется на все сферы человеческой деятельности.
Первым, кто выделил эстетику в самостоятельную философскую науку был профессор Харьковского университета И. Кронберг (1788-1838 гг.) Он трактует эстетику как философскую науку, объясняет "все явления изящного во всем мире". Эстетика не относится только к области искусства. Выявление прекрасного мы можем видеть в природе, в обществе, в человеке. В своих работах Кронберг критиковал классическую теорию "изящного подражания изящной природе".
Идеи романтизма, высказанные Кронберг, нашли свое отражение в литературном, изобразительный и музыкальном творчестве XIX в. Эстетика выступала как философия культуры и языка, обосновывает права, пути и возможности развития национальной культуры.
Для понимания особенностей развития украинской культуры XIX в. существенное значение имеет знание характера политики и экономики того времени. А они, как известно, характеризовались сложными социально-экономическими отношениями и политическими процессами, связывались с распадом крепостнической системы, развитием капиталистических отношений, с борьбой народных масс против крепостничества. Отечественная война 1812 p., Усиление угнетения царизма, деятельность декабристских организаций способствовали влияния на развитие социальной и национального самосознания украинского народа, пробудили интерес общества к своему историческому прошлому, устного народного творчества, этнографии, языка.
В этих условиях украинского безгосударственная культура продемонстрировала свои высокие возможности в отражении сложных социально-экономических процессов в обществе, показе величия украинского народа, его борьбы за социальное и национальное освобождение, в изображении переживаний и чувств человека, его психологии и т.п..
В связи с этим значительный интерес вызывают взгляды таких деятелей искусства как И. Котляревский, Т. Шевченко, С. Гулак-Артемовский.
И. Котляревский (1769-1838 pp.) В поэме "Энеида" утверждает, прежде всего, особые возможности украинского языка и, в отличие от требований классической эстетики, опирается на народную традицию. Гулак-Артемовский выступал как писатель и теоретик поэзии. Он написал ряд статей на литературно-эстетические темы. В своих работах связывает эстетику с историческим развитием искусства. Приоритетным видом искусства он признает поэзию, как наиболее сильную по эстетическим воздействием. В романтических балладах ставит перед собой цель доказать способность украинского языка быть полноправным, самостоятельным, полно и верно передавать широту и глубину человеческих чувств.
В Т. Шевченко (1814-1861 pp.), Как известно нет специальных работ по эстетике, но его высказывания естественно складываются в стройную систему эстетических представлений. В его понимании искусство - это творческое воспроизведение природы, благодаря которой художник постигает ее ценность для человека, сравнивая ее с идеалом прекрасного. Он понимал силу и значение арсенала средств воспроизведения, находящийся в распоряжении художника, эстетического воздействия произведения. Причина такой сильной действия - в специфике художественной интерпретации действительности, пропущенной сквозь призму идейно-эстетического видения мира. Источник красоты Шевченко ищет не в проявлении божественного, а в природе и в человеке. Душа художника, богатство его индивидуальности, неповторимое своеобразие его видение мира, обусловливают истинную красоту произведения.
Проблема прекрасного - главная проблема в эстетических интересах и размышлениях Шевченко. В ее основе - человек, человеческая красота. Она, по мнению поэта, является наиболее возвышенным и прекрасным в природе. И что особенно примечательно - это красота счастливого человека, в которой выражены "полнота, удовольствие, при вольность жизни". Шевченко писал: "Многие, неисчислимо много прекрасного в божественной, бессмертной природе, но торжество и венец бессмертной красоты - это озаренное счастьем лицо человека. Возвишеннее и прекраснее в природе я ничего не знаю". Прекрасное, по взглядам Шевченко предоставляет радость, наслаждение и одновременно способствует нравственному совершенствованию. Поэтому человеческую красоту он видел не только во внешнем виде. Его понимание красоты человека вылилось в философию смысла человеческой жизни. Только свободное и деятельная жизнь является настоящим, иначе - это существование. Деяниями утверждает себя человек в жизни, и эти деяния - для людей, во имя их счастья. Еще величественнее представляется поэту подвиг во имя отчизны, во имя народа. Таким образом у Шевченко идеи человеческой личности, а вместе с этим идеи человеческой красоты, "истинно-прекрасное и возвышенное, духовное" выступают в единстве и гармонии.
Одним из наиболее распространенных в эстетической мысли Российской империи конца XIX века стал "психологизм", сущность которого заключалась в том, что эксперементальной психология объявлялась "основой сути и единственной наукой о духе. Остальные наук о духе рассматривалась как специальные приложения психологии". В рамках этого направления сформировались различные течения, ведущим из которых был собственно психологическое. Выросло оно на основе учения профессора Харьковского университета А. Потебни (школа Потебни - Овсянико-Куликовского). Центральной категорией их учения стала категория творчества. Все созданное человеком в области науки, религии, искусства, объясняется ими как результат субъективной творчества через самопознание. В поисках индивидуальных законов, управляющих творчеством, представители "психологии творчества" сводят духовную деятельность в ее простых элементов, приводят к тому, что субъект творчества невидокремлються от объекта творчества. Так, представители "психологии творчества" приходят к схеме: через механизм языка проникнуть в механизм творчества.
Проводил аналогию между деятельностью и развитием речи, с одной стороны, и развитием художественного творчества, с другой и сам А. Потебня (1835-1894 гг.) На основе единства структуры слова и художественного произведения Потебня раскрывает связь формы и содержания в художественном произведении.
Язык во всем своем объеме и каждое слово отвечают искусству не только по своей природе, но и по способу своего соединения. Как слово имеет два неразделимых и в тоже время относительно самостоятельных формы: внешнюю, т.е. звук и внутреннюю, т.е. ближайшее этимологическое значение слова; так и искусство состоит из образа и значения. Например, структура статуи Фемиды как произведения искусства состоит из мраморной статуи женщины с мечом и весами (внешняя форма), а содержанием статуи будет идея правосудия. Содержание не является постоянным атрибутом произведения искусства. На разных людей оно будет действовать равно, менять свою форму и силу.
Причину эстетического чувства ученый призвал искать во взаимодействии субъекта и объекта познания. Чем больше образ побуждает читателя к сотворчеству, тем больше он поэтичен. Потебня занимался вопросами логики и психологии поэтического мышления, пытался обосновать взгляд на них как на различные способы формирования и развития мысли.
Таким образом, сопоставляя язык и слово с искусством и художественным произведением, Потебня сделал несколько важных выводов, которые составили основу его лингво-эстетической концепции. Во-первых, язык является аналогом и прообразом любой творческой деятельности. Во-вторых, искусство по своей структуре похоже на слово, которое таит в себе тайну произведения искусства. В-третьих, как и слово, искусство возникает не из образного выражения готовой мысли, а как средство создания новой мысли, притом такой, который не всегда доступен теоретическом мышлению.
Во второй половине XIX в. эстетические взгляды продолжают развиваться прежде всего в рамках литературного процесса (1. Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинской, О. Кобылянская, В. Винниченко). Украинская культура никогда не стояла в стороне от мировых тенденций. Иррацио-налистични направления западноевропейской философии нашли горячих сторонников среди деятелей украинского искусства. Больше отражение в творчестве украинских художников зашли такие философско-эстетические направления как интуитивизм, ницшеанство и психоанализ. Некоторые художники отрабатывали свои концептуальные положения в опосредованной форме (эссе, письма, дневники, автобиографии и т.д.), время Франко вполне сознательно работал ученый.
И. Франко (1865-1916 гг) оставил огромную художественную и литературно-критическое наследие. Он ввел в научный оборот термин "змисли". Исследователь отмечает: "Все, что мы знаем, является продуктом наших змисли - т.е. доходит из верхнего мира до наших мозговых центров посредством змисли." Змисли "здесь можно тулмачиты и как эстетическое чувство, и как художественный образ, и как стимул творчества.
Франко отмечает идеях двух уровней сознания, которые можно сравнить с интеллектом - высокий уровень и инстинкт (интуицию) - низкий уровень. Только тот может быть художником, у которого развита интуиция и он может постичь духовную память своего времени.
Наряду с другими вопросами эстетической науки освещается природа эстетических категорий. К основным категориям эстетики как науки Франко относил прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. В работе "Из секретов поэтического творчества" объединяет этическое и эстетическое аспектов бытия. Логику перехода от эстетической сферы в этическую делает отработки категории красоты.
По глубокому убеждению Франка нужно "совсем виелементуваты абстракций не понятие красоты с эстетической теории и художественной практики". По его мнению новейшая эстетика должна изучать и анализировать механизм воздействия искусства на человека, в ходе которого возникают эстетические чувства, "чувство эстетического предпочтения".
Важно подчеркнуть, что Франко заинтересовали не только психофизические процессы, которые играют определенную роль в формировании чувства прекрасного, но И арсенал тех художественных, выразительных средств, с помощью которых вызываются "в нашей душе чувство эстетического предпочтения".
Искусство выражает не только красивое и позитивное, но и негативные стороны общественной жизни. Прекрасные произведения искусства, в которых отражены негативные стороны общественной жизни, формируют развитые эстетические вкусы человека, его высокий общественно-эстетический идеал. Его выводы, что критерии прекрасного художественного кроются не в совершенной поэтической форме, а прежде всего в идейном содержании произведения, вступают в противоречие с другими его мыслями. Во многих своих критических работах он писал о том, что в полной гармонии содержания и формы, которая позволяет лучше выразить творческие замыслы художника, кроется секрет его успеха.
Франко не оставил литературно-критических работ, посвященных другим эстетическим категориям. Однако в его трудах глубоко определены суть и происхождение трагического и комического в общественной жизни и произведениях искусства.
В начале XX века основные идейно-эстетические споры о путях литературы, театра, живописи, музыки, архитектуры велись в рамках двух культурологических направлений: модернизма и реализма.
Подход к осознанию сущности и роли эстетического воспитания обуславливалось общим пониманием природы и социального назначения искусства, сформулированные в рамках эстетики революционных демократов и эстетики критического реализма В. Белинского, Н. Добролюбова, Чернышевского. В их творчестве четко прослеживается связь эстетической и моральной проблематики. Важнейшей функцией искусства и литературы они считают пробуждения человека и воспитание у нее чувства достоинства, воли к борьбе за собственное будущее.
Некоторые художественные критики (например М. Вороной) видели возможность создания на Украине театра, соответствующего духу времени, в отказе от бытового и создании "современного" театра. Появляются сторонники модернистких течений и в изобразительном искусстве: В. Татлин (кубизм), К. Малевич (супрематизм), В. Кандинский (абстракционизм). Большую популярность приобретает символизм (Е. Михайлов, П. Холодный). Модернистские тенденции наиболее проявляются в творчестве известного украинского писателя и общественно-политического деятеля В. Винниченко. В 1907 г. во Львове было создано первое декадентское объединения "Молодая муза", в состав которой вошла небольшая группа литераторов. Они провозгласили отказ от реализма и социальной функции искусства, провозглашая целью искусства бегство от действительности. Реальному миру противопоставляя иллюзорный мир символики. Отношение к прекрасному определялось как мир субъективных идей создателя, который не может быть познан человеком, или связывалось с формой произведений "чистого" искусства.
Идеи ницшеанства нашли свое отражение во взглядах М. Евшана (псевдоним М. Федюшка) (1889-1919 гг) и его журнала "Украинский дом". Искусство, в понимании Евшана, есть царство красоты, в котором человек, разочарованный в жизни, ищет убежища, скрывая при этом свои эстетические потребности от большинства, поскольку она одинока. Он подчеркивает разрыв художественного творчества с действительностью. Смысл искусства, "единой формы полной свободы" - в нем самом, а не в отображении реальности "Поэтому красота субъективным выбором художника.
Психологический подход к пониманию искусства проповедует прежде всего харьковская школа потебнианцив (В. Харциев, Б. Лезин, Д. Овсянико-Куликовский и др..). Признание главным свойством художественного произведения относительной недвижимости образа при постоянной изменчивости его значение, основанное на понимании произведения как деятельности и восходящее к работам Потебни, находится в центре внимания его учеников и последователей в начале XX в.