Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В первые десятилетия эстетические проблемы в основном развиваются в рамках риторики и поэтики, литературоведения и фолькльористикы. Эстетические идеи XIX в. рассматривались представителями классицизма, а затем и романтизма.

В центре их внимания находились такие проблемы как природа изящного, происхождения и сущности искусства, эстетический вкус и идеал, воспитательное значение искусства, и наконец предмет эстетики.

В целом для классицизма характерны рационализм, нормативность творчества. Труды И. Рижського и его учеников представляют систематизация основных принципов и положений классической эстетики. И. Рижський (1759-1811 гг) трактует эстетику как науку, которая устанавливает правила на основе изучения "законов совершенства вещей". Критерием прекрасного провозглашается совершенство вещи, когда предметы и явления "будут изображены с тончайшей верностью".

Но это не просто мимесис (подражание, воспроизведение). Художник благодаря вкусу и творческой фантазии, выбирая из предметной реальности наиболее яркое, характерное, создает свой собирательный образ, наиболее соответствует его цели. Стремясь к совершенству он творит свою природу и свое человечество. Эстетика Рижского направлена на воспитание и совершенствование вкуса и распространяется на все сферы человеческой деятельности.

Первым, кто выделил эстетику в самостоятельную философскую науку был профессор Харьковского университета И. Кронберг (1788-1838 гг.) Он трактует эстетику как философскую науку, объясняет "все явления изящного во всем мире". Эстетика не относится только к области искусства. Выявление прекрасного мы можем видеть в природе, в обществе, в человеке. В своих работах Кронберг критиковал классическую теорию "изящного подражания изящной природе".

Идеи романтизма, высказанные Кронберг, нашли свое отражение в литературном, изобразительный и музыкальном творчестве XIX в. Эстетика выступала как философия культуры и языка, обосновывает права, пути и возможности развития национальной культуры.

Для понимания особенностей развития украинской культуры XIX в. существенное значение имеет знание характера политики и экономики того времени. А они, как известно, характеризовались сложными социально-экономическими отношениями и политическими процессами, связывались с распадом крепостнической системы, развитием капиталистических отношений, с борьбой народных масс против крепостничества. Отечественная война 1812 p., Усиление угнетения царизма, деятельность декабристских организаций способствовали влияния на развитие социальной и национального самосознания украинского народа, пробудили интерес общества к своему историческому прошлому, устного народного творчества, этнографии, языка.

В этих условиях украинского безгосударственная культура продемонстрировала свои высокие возможности в отражении сложных социально-экономических процессов в обществе, показе величия украинского народа, его борьбы за социальное и национальное освобождение, в изображении переживаний и чувств человека, его психологии и т.п..

В связи с этим значительный интерес вызывают взгляды таких деятелей искусства как И. Котляревский, Т. Шевченко, С. Гулак-Артемовский.

И. Котляревский (1769-1838 pp.) В поэме "Энеида" утверждает, прежде всего, особые возможности украинского языка и, в отличие от требований классической эстетики, опирается на народную традицию. Гулак-Артемовский выступал как писатель и теоретик поэзии. Он написал ряд статей на литературно-эстетические темы. В своих работах связывает эстетику с историческим развитием искусства. Приоритетным видом искусства он признает поэзию, как наиболее сильную по эстетическим воздействием. В романтических балладах ставит перед собой цель доказать способность украинского языка быть полноправным, самостоятельным, полно и верно передавать широту и глубину человеческих чувств.

В Т. Шевченко (1814-1861 pp.), Как известно нет специальных работ по эстетике, но его высказывания естественно складываются в стройную систему эстетических представлений. В его понимании искусство - это творческое воспроизведение природы, благодаря которой художник постигает ее ценность для человека, сравнивая ее с идеалом прекрасного. Он понимал силу и значение арсенала средств воспроизведения, находящийся в распоряжении художника, эстетического воздействия произведения. Причина такой сильной действия - в специфике художественной интерпретации действительности, пропущенной сквозь призму идейно-эстетического видения мира. Источник красоты Шевченко ищет не в проявлении божественного, а в природе и в человеке. Душа художника, богатство его индивидуальности, неповторимое своеобразие его видение мира, обусловливают истинную красоту произведения.


Проблема прекрасного - главная проблема в эстетических интересах и размышлениях Шевченко. В ее основе - человек, человеческая красота. Она, по мнению поэта, является наиболее возвышенным и прекрасным в природе. И что особенно примечательно - это красота счастливого человека, в которой выражены "полнота, удовольствие, при вольность жизни". Шевченко писал: "Многие, неисчислимо много прекрасного в божественной, бессмертной природе, но торжество и венец бессмертной красоты - это озаренное счастьем лицо человека. Возвишеннее и прекраснее в природе я ничего не знаю". Прекрасное, по взглядам Шевченко предоставляет радость, наслаждение и одновременно способствует нравственному совершенствованию. Поэтому человеческую красоту он видел не только во внешнем виде. Его понимание красоты человека вылилось в философию смысла человеческой жизни. Только свободное и деятельная жизнь является настоящим, иначе - это существование. Деяниями утверждает себя человек в жизни, и эти деяния - для людей, во имя их счастья. Еще величественнее представляется поэту подвиг во имя отчизны, во имя народа. Таким образом у Шевченко идеи человеческой личности, а вместе с этим идеи человеческой красоты, "истинно-прекрасное и возвышенное, духовное" выступают в единстве и гармонии.

Одним из наиболее распространенных в эстетической мысли Российской империи конца XIX века стал "психологизм", сущность которого заключалась в том, что эксперементальной психология объявлялась "основой сути и единственной наукой о духе. Остальные наук о духе рассматривалась как специальные приложения психологии". В рамках этого направления сформировались различные течения, ведущим из которых был собственно психологическое. Выросло оно на основе учения профессора Харьковского университета А. Потебни (школа Потебни - Овсянико-Куликовского). Центральной категорией их учения стала категория творчества. Все созданное человеком в области науки, религии, искусства, объясняется ими как результат субъективной творчества через самопознание. В поисках индивидуальных законов, управляющих творчеством, представители "психологии творчества" сводят духовную деятельность в ее простых элементов, приводят к тому, что субъект творчества невидокремлються от объекта творчества. Так, представители "психологии творчества" приходят к схеме: через механизм языка проникнуть в механизм творчества.

Проводил аналогию между деятельностью и развитием речи, с одной стороны, и развитием художественного творчества, с другой и сам А. Потебня (1835-1894 гг.) На основе единства структуры слова и художественного произведения Потебня раскрывает связь формы и содержания в художественном произведении.

Язык во всем своем объеме и каждое слово отвечают искусству не только по своей природе, но и по способу своего соединения. Как слово имеет два неразделимых и в тоже время относительно самостоятельных формы: внешнюю, т.е. звук и внутреннюю, т.е. ближайшее этимологическое значение слова; так и искусство состоит из образа и значения. Например, структура статуи Фемиды как произведения искусства состоит из мраморной статуи женщины с мечом и весами (внешняя форма), а содержанием статуи будет идея правосудия. Содержание не является постоянным атрибутом произведения искусства. На разных людей оно будет действовать равно, менять свою форму и силу.

Причину эстетического чувства ученый призвал искать во взаимодействии субъекта и объекта познания. Чем больше образ побуждает читателя к сотворчеству, тем больше он поэтичен. Потебня занимался вопросами логики и психологии поэтического мышления, пытался обосновать взгляд на них как на различные способы формирования и развития мысли.

Таким образом, сопоставляя язык и слово с искусством и художественным произведением, Потебня сделал несколько важных выводов, которые составили основу его лингво-эстетической концепции. Во-первых, язык является аналогом и прообразом любой творческой деятельности. Во-вторых, искусство по своей структуре похоже на слово, которое таит в себе тайну произведения искусства. В-третьих, как и слово, искусство возникает не из образного выражения готовой мысли, а как средство создания новой мысли, притом такой, который не всегда доступен теоретическом мышлению.

Во второй половине XIX в. эстетические взгляды продолжают развиваться прежде всего в рамках литературного процесса (1. Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинской, О. Кобылянская, В. Винниченко). Украинская культура никогда не стояла в стороне от мировых тенденций. Иррацио-налистични направления западноевропейской философии нашли горячих сторонников среди деятелей украинского искусства. Больше отражение в творчестве украинских художников зашли такие философско-эстетические направления как интуитивизм, ницшеанство и психоанализ. Некоторые художники отрабатывали свои концептуальные положения в опосредованной форме (эссе, письма, дневники, автобиографии и т.д.), время Франко вполне сознательно работал ученый.


И. Франко (1865-1916 гг) оставил огромную художественную и литературно-критическое наследие. Он ввел в научный оборот термин "змисли". Исследователь отмечает: "Все, что мы знаем, является продуктом наших змисли - т.е. доходит из верхнего мира до наших мозговых центров посредством змисли." Змисли "здесь можно тулмачиты и как эстетическое чувство, и как художественный образ, и как стимул творчества.

Франко отмечает идеях двух уровней сознания, которые можно сравнить с интеллектом - высокий уровень и инстинкт (интуицию) - низкий уровень. Только тот может быть художником, у которого развита интуиция и он может постичь духовную память своего времени.

Наряду с другими вопросами эстетической науки освещается природа эстетических категорий. К основным категориям эстетики как науки Франко относил прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. В работе "Из секретов поэтического творчества" объединяет этическое и эстетическое аспектов бытия. Логику перехода от эстетической сферы в этическую делает отработки категории красоты.

По глубокому убеждению Франка нужно "совсем виелементуваты абстракций не понятие красоты с эстетической теории и художественной практики". По его мнению новейшая эстетика должна изучать и анализировать механизм воздействия искусства на человека, в ходе которого возникают эстетические чувства, "чувство эстетического предпочтения".

Важно подчеркнуть, что Франко заинтересовали не только психофизические процессы, которые играют определенную роль в формировании чувства прекрасного, но И арсенал тех художественных, выразительных средств, с помощью которых вызываются "в нашей душе чувство эстетического предпочтения".

Искусство выражает не только красивое и позитивное, но и негативные стороны общественной жизни. Прекрасные произведения искусства, в которых отражены негативные стороны общественной жизни, формируют развитые эстетические вкусы человека, его высокий общественно-эстетический идеал. Его выводы, что критерии прекрасного художественного кроются не в совершенной поэтической форме, а прежде всего в идейном содержании произведения, вступают в противоречие с другими его мыслями. Во многих своих критических работах он писал о том, что в полной гармонии содержания и формы, которая позволяет лучше выразить творческие замыслы художника, кроется секрет его успеха.

Франко не оставил литературно-критических работ, посвященных другим эстетическим категориям. Однако в его трудах глубоко определены суть и происхождение трагического и комического в общественной жизни и произведениях искусства.

В начале XX века основные идейно-эстетические споры о путях литературы, театра, живописи, музыки, архитектуры велись в рамках двух культурологических направлений: модернизма и реализма.

Подход к осознанию сущности и роли эстетического воспитания обуславливалось общим пониманием природы и социального назначения искусства, сформулированные в рамках эстетики революционных демократов и эстетики критического реализма В. Белинского, Н. Добролюбова, Чернышевского. В их творчестве четко прослеживается связь эстетической и моральной проблематики. Важнейшей функцией искусства и литературы они считают пробуждения человека и воспитание у нее чувства достоинства, воли к борьбе за собственное будущее.

Некоторые художественные критики (например М. Вороной) видели возможность создания на Украине театра, соответствующего духу времени, в отказе от бытового и создании "современного" театра. Появляются сторонники модернистких течений и в изобразительном искусстве: В. Татлин (кубизм), К. Малевич (супрематизм), В. Кандинский (абстракционизм). Большую популярность приобретает символизм (Е. Михайлов, П. Холодный). Модернистские тенденции наиболее проявляются в творчестве известного украинского писателя и общественно-политического деятеля В. Винниченко. В 1907 г. во Львове было создано первое декадентское объединения "Молодая муза", в состав которой вошла небольшая группа литераторов. Они провозгласили отказ от реализма и социальной функции искусства, провозглашая целью искусства бегство от действительности. Реальному миру противопоставляя иллюзорный мир символики. Отношение к прекрасному определялось как мир субъективных идей создателя, который не может быть познан человеком, или связывалось с формой произведений "чистого" искусства.

Идеи ницшеанства нашли свое отражение во взглядах М. Евшана (псевдоним М. Федюшка) (1889-1919 гг) и его журнала "Украинский дом". Искусство, в понимании Евшана, есть царство красоты, в котором человек, разочарованный в жизни, ищет убежища, скрывая при этом свои эстетические потребности от большинства, поскольку она одинока. Он подчеркивает разрыв художественного творчества с действительностью. Смысл искусства, "единой формы полной свободы" - в нем самом, а не в отображении реальности "Поэтому красота субъективным выбором художника.

Психологический подход к пониманию искусства проповедует прежде всего харьковская школа потебнианцив (В. Харциев, Б. Лезин, Д. Овсянико-Куликовский и др..). Признание главным свойством художественного произведения относительной недвижимости образа при постоянной изменчивости его значение, основанное на понимании произведения как деятельности и восходящее к работам Потебни, находится в центре внимания его учеников и последователей в начале XX в.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии