Для объективной характеристики эстетической мысли этого периода прежде всего необходимо рассмотреть условия ее формирования. Если в начале XX в. в философии имеет место широкий спектр течений: от позитивистского отрицания философии к религиозно-теистической проблематики, то в условиях советской тоталитарной системы, происходила борьба за власть со свободной мыслью, с независимой личностью.
Разрешалось существование только одной философской доктрины - исторического и диалектического материализма. Философия жестко повязувалась с политикой, философская проблематика определялась генеральной линией партии.
В 20-е годы в Украине закрывают университеты, заменяя их "институтами народного образования". Традиционная гуманистическая направленность университетского образования превращается в откровенный технократизм и идеологизацию обучения. В 1924 г. создается Украинский институт марксизма-ленинизма.
Волна репрессий прокатилась Украины, затронула все сферы национального духовной жизни. Трагичной была судьба Хвылевого, Л. Курбаса, Г. Хоткевича и других представителей украинской эстетической мысли.
Искусство в период тоталитарного режима в СССР должно было полностью соответствовать канону соцреализма. Его жанрово-стилистическое звучание по сравнению с искусством первой трети XX в. стало слишком политизированным и идеологизированным. Панегиризм Сталину и Советской власти, прославление Советского государства как союза нерушимых, братских 15 республик-сестер, прославление вождей и партии - такова основная тематика большинства видов искусств.
Особенно яркими фигурами эстетической мысли начала XX в. были Л. Курбас, Г. Хоткевич, М. Хоткевич. Лесь (Александр Степанович) Курбас (1887-1942 pp.) - Известный театральный деятель. Л. Курбас не только был выдающимся режиссером теарту "Березиль", но и создал школу театрального искусства, излагая своим студентам и такие науки как философия и эстетика. Он связывал развитие украинской культуры с новейшими тенденциями общеевропейского культурного развития.