19 - 04 - 2014
ПОДПИШИСЬ!


Добавить свое объявление
Загрузка...

Информатика - лекции, конспекты, семинары

Понятие "информационная безопасность" (ИБ)

Предметом курса является информационная безопасность и защита документированной информации. Актуальность изучения различных аспектов информационной безопасности связана с вхождением Украины в глобализационные

процессы, в которых постоянно возрастает значение информации. По сути, речь идет о становлении информационного постиндустриального общества, одной из главных признаков которого является преобразование информации на ценный товар и продукт. В информационном обществе информационное воздействие на государство, общество, гражданина эффективнее, чем политический, экономический, военный. Значение информации возрастает по мере исчезновения границ между государствами, преодоления последствий информационной изоляции постсоветского общества (хотя эти последствия во многих сферах, в частности научной, не преодолены до сих пор). Вместе с тем, общество не может не беспокоить другая проблема - информационное перенасыщение, избыток недостоверной и вредной информации, не исчезает и угроза национальной безопасности государства через информационное шпионаж, информационную агрессию иностранных государств и т.п..

 

В таких условиях Конституция Украины провозглашает ИБ "делом всего украинского народа". Конечно, это право, поскольку защита ИБ государства не может быть общенародным делом, для этого существуют специальные государственные органы. Однако пробелы и недостатки действующей системы ИБ могут негативно сказаться на материальном и духовном положении народа. 1997 ВР Украины приняла "Концепцию национальной безопасности Украины", которая до угроз в национальной безопасности относит «информационной экспансии со стороны других государств, утечка информации, составляющей государственную тайну, а также конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства». ИБ заявлена как одна из главных целей "Национальной программы информатизации" (1998 г.) Этим вопросом занимается комиссия по вопросам ИБ при Президенте Украины.

 

Что же такое ИБ? Увы, никакие нормативные акты не дают определения ИБ, понятия не имеет законодательного оформления. Есть несколько неофициальных определений, которые не всегда согласованы между собой. Одно из них можно найти в проекте Закона "Об информационном суверенитете и информационной безопасности Украины". В нем ИБ рассматривается как «защищенность жизненно важных интересов общества, государства и личности, которой исключается причинения вреда из-за неполноты, несвоевременности, недостоверность информации, из-за негативных последствий функционирования информационных технологий или в результате распространения информации, запрещенной для распространения законами Украины». По мнению специалистов, это определение демонстрирует чрезмерный патернализм государства, которое берет на себя готовность определять, какая именно информация является "недостоверной", "испорченной", "достоверной", и которую надо запретить. Демократическое государство не должно иметь монополии на информацию и ее толкование, а способствовать информационному плюрализму.

 

Существуют другие определения ИБ. За "Концепцией информационной безопасности Украины", ИБ - это «состояние защищенности национальных интересов Украины в информационной сфере, за которой не допускается ущерба личности, обществу, государству». Б. Кормич определяет ИБ как «защищенность установленных законом правил, по которым происходят информационные процессы в государстве, обеспечивающих гарантированные Конституцией условия существования и развития человека, всего общества и государства». В этих определениях мы можем наблюдать изменение акцентов и приоритетов: если проект Закона "Об информационном суверенитете и ИБ" на первый план ставит интересы общества и государства, то в последних определениях на первый план выходят интересы лица. Исследователи предлагают такие характеристики ИБ:

 

- ИБ балансирует на стыке национальной безопасности и информационной функции государства;

 

- Вопрос ИБ имеет экстерриториальный характер, не замыкается на национальных границах;

 

- Противостояние между желанием государства "засекретить" как можно больший массив информации и неотъемлемым правом человека и гражданина иметь свободный доступ к информации;

 

- Государственное регулирование информационной сферы происходит на правовой основе.

 

Несмотря на это, объектом ИБ есть информация, важная для функционирования государства, демократического развития общества, информационные отношения между лицом, государством и обществом, информационные права человека как неотъемлемая составляющая общечеловеческих прав.

 

Какова же политика государства в сфере ИБ? Украина - посттоталитарное страна, которая никогда не развивалась согласно западной демократической модели. Поэтому немало проблем, которые возникают в сфере ИБ, укореняются в т.н. "Синдром тоталитаризма", который заключается в попытке государства, несмотря демократические декларации, построить такую модель отношений между государством и обществом, при которой общество будет иметь минимальные сведения о государстве, и соответственно минимальное влияние на принятие политических решений. И при этом государство будет знать общество практически все. Если конкретнее, речь идет о двух опасные тенденции. С одной стороны, мы имеем очень низкий уровень законодательного обеспечения информационной сферы. Так, Закон Украины "Об информации" 1992 года, даже с дополнениями до 2005 г., устарел и не отвечает целому ряду демократических принципов. Единственным законом, который регулирует сферу ИсОД (информации с ограниченным доступом), является действующий Закон "О государственной тайне" в редакции 1999 г. Поэтому с другой стороны, существуют огромные массивы информации, под действие этого Закона не подпадают, а собственной законодательной базы или не имеют, или она крайне неудовлетворительная. Речь идет о служебной тайне ("конфиденциальная информация, которая является собственностью государства"), коммерческую тайну, охрану персональных данных и др.. Когда доступ к информации ограничивается не законом, а личным решением должностного лица, открывает пути для произвола, нарушение информационных прав граждан, необоснованных засекреченной т.д..

 

О государственной тайне (ДТ), государство проводит политику постепенного увеличения объема секретной информации, хотя, по мнению специалистов, это вряд ли целесообразно. Следствием такой политики могут быть снижение качества принятия политических решений из-за недоступности необходимой информации, кризис власти, информационная изоляция, застой в экономическом, политическом и научной жизни. Например, абсолютно неуместным шагом ученые считают отнесения к сфере ЗН информации «о научных, научно-исследовательские, конструкторские, проектные работы, на базе которых могут быть созданы прогрессивные технологии, новые виды производства продукции, технологических процессов, имеющих важное оборонное или экономическое значение или существенно влияют на внешнеэкономическую деятельность и национальную безопасность Украины », поскольку государство не должно безосновательно засекречивать информацию" на всякий случай ", ибо то, будет ли такая научная информация оборонное или экономическое значение еще неизвестно. Но это существенно ограничивает научно-информационные контакты наших ученых с их коллегами из-за рубежа, не способствует свободном обращении научной информации. А без свободы, вне сферы информационного многообразия, информация существовать не может.



Добавить свое объявление
Загрузка...
Учебные материалы
Методические материалы