Психология
Вопрос о месте психологии в системе наук всегда было и остается предметом острых дискуссий. От ответа на него зависят возможности использования психологических данных в других науках, понимание того, насколько правомерно использовать их достижения в психологии.
Развитие психики человека подчинен общественно-историческим законам. При этом ее видовые и индивидуальные особенности являются лишь биологическими предпосылками, облегчают или затрудняют психическое развитие человеческой личности и ее сознания.
Психика является свойством высокоорганизованной материи, направлена на отражение объективной действительности. У человека эту функцию выполняет мозг. Психическая деятельность организма осуществляется с помощью специальных физиологических механизмов, что, объединяясь в определенные структуры, обеспечивающие восприятие и переработка информации, принятие и исполнение, активизируют поведение.
Идея рефлекторной природы психического зародилась в XVII в. Именно тогда бурное развитие науки, в частности механики, вызвал коренной перелом во взглядах на тело и душу человека. Рассматривая тело человека как своеобразную машину, Р. Декарт пришел к выводу, что человеческое поведение имеет рефлекторную природу
На всех этапах истории общественные потребности людей определяли приоритетные направления развития науки. Долгое время па первом месте была механика, затем ее заменила биология, далее кибернетика, социология. На рубеже XX-XXI вв. большой интерес вызывает психология. Ее достижения сейчас нужны педагогам и врачам, юристам и политикам, инженерам и военным, менеджерам и спортсменам.