Психология
Подчиняясь общим закономерностям, мышления конкретного человека характеризуется и значительными индивидуальными особенностями, которые проявляются в глубине мыслей, их самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости и скорости. Иногда эти особенности называют качествами ума.
Зависимости от характера и содержания задачи, которую решает человек, конкретные процессы мышления имеют много отличительных свойств. Поэтому в психологии существует несколько принципиально различных подходов к классификации этого процесса:
Среди многих исследователей бытует мнение, что мышление возникает в проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - Маловыразительные, не очень четкое впечатление, будто сигнализирует: «что-то не так», «что-то не то». Это означает, что в своей деятельности человек сталкивается на неизвестное и непонятное
Мышление человека всегда вызвано познавательными потребностями. Процесс познания предполагает много мыслительных операций, среди которых ведущее место занимают анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.
Мышление является предметом изучения не только психологии, но и философии, социологии, логики, физиологии, информатики и других наук. Каждая из них исследует некоторые аспекты этого сложного и многогранного процесса.
И. Павлов неоднократно утверждал, что физиологической основой мышления являются временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под влиянием слов, мыслей, отражающих реальную действительность, но обязательно на основе первой сигнальной системы
Мышление человека тесно связано с языком. В этом его принципиальное отличие от примитивного мышления животных, которое находится лишь на наглядно-действенном уровне и не может быть опосредованным языком, реализуясь как познание. Язык является носителем познанного и одновременно орудием познания нового.
Познавательная деятельность человека начинается с ощущений и восприятий, но ими не исчерпывается. Повседневная жизненная практика требует раскрытия и изучения многих свойств, связей и отношений предметов и явлений, которые нельзя непосредственно почувствовать, воспринять и представить.
Индивидуальные особенности человека накладывают отпечаток на все аспекты ее психической жизни, проявляясь, в частности, в особенностях протекания психических процессов. В процессах памяти они выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.
В зависимости от содержания материала, человек запоминает, выделяют образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую память.
Образная память. Она проявляется в запоминании образов и представлений предметов, явлений, свойств и связей между ними.