Психология
Анализ психологической структуры деятельности чаще всего осуществляют, используя мотивационным и операционным подходами. их основы заложены в трудах Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Леонтьева и др..
Подробнее: Психологическая структура деятельности - конспект
В отличие от поведения животных, которая целиком зависит от непосредственного окружения, активность человека регулируется требованиями общества. Для характеристики такой формы человеческого поведения используют термин «деятельность».
Сущность деятельности становится понятной, если ее рассматривать как высший этап развития активности.
Активность и деятельность. Активность является атрибутом живой материи, что обеспечивает ее жизненно важные связи с окружающим миром.
Теоретические и экспериментальные исследования каждой науки направлены на разработку ее понятийного аппарата и выявление объективных законов и закономерностей, которым подчинены все процессы и явления.
С расширением и усложнением спектра практических задач возрастает необходимость перехода от эмпирического к теоретическому осмыслению психической реальности, к созданию логически стройной и непротиворечивой теории. Чтобы теория успешно служила практике, она должна иметь соответствующий уровень обобщения и прогностическую способность, а также основываться на проверенных наукой фактах.
Аналитический подход к изучению человеческой психики, при котором психическую реальность рассматривают изолированно, в отрыве от ее носителя, возможно (а иногда и необходим) только на первом этапе познания. В целом он является малопродуктивным, ибо любая психическая качество, взаимодействуя с другими качествами в процессе деятельности человека, раскрывает свои новые аспекты и возможности.
Подробнее: Системность в исследовании человеческой психики - конспект
Методологическими принципами психологии является общефилософские утверждение, что, конкретизируясь, определяющие предмет, стратегию и методы психологических исследований, а также исходную позицию для интерпретации полученных результатов.
Метод-путь научного познания, средство, с помощью которого познается предмет науки. Специфика психической реальности требует разработки и применения специальных методов ее познания, которые воплощали бы требования объективности, системности и генетического подхода.
Развитие психологии влечет появление новых проблем, требуют поиска новых подходов к их решению, создание нового понятийного аппарата и разработки новых методов исследования. Накопление знаний является для преобразования этих проблем на предмет анализа отдельных научных дисциплин - психология дифференцируется.
На ранних этапах психология развивалась как описательная наука, в которой основным методом получения знаний о психике человека была интроспекция (самонаблюдение). Однако результаты, получавших с ее помощью, имели значительную долю субъективизма, а потому не позволяли решать сложные фундаментальные проблемы.