Философия
Проблема «направленности истории» понятна: философы всегда разрабатывали и разрабатывают вопрос о том, откуда и куда движется общество.
Подробнее: Проблема смысла истории: подходы к интерпретации проблемы
Конце XIX - начале XX века возник новый культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею цивилизационной структуры общественной жизни.
Наиболее известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса. Проблема периодизации истории по формациями и цивилизациями активно обсуждается в литературе более столетия.
Подробнее: Формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса
Оригинальный подход к периодизации исторического процесса предложил И. Г. Фихте (1762-1814). Он считал, что «цель земной жизни человеческого рода - свободное и согласно с разумом устройства всех своих отношений. Воля должна быть наукой в разумных законах, согласно которым род должен устраивать через свободное искусство свои отношения ».
Большое значение для развития философии истории имеет творчество Якоба Буркхардта (1818 - 1897), швейцарского ученого, чья книга «Культура Ренессанса в Италии» (1860 год) стала важным событием в историографии. В частности, ему принадлежит концепция Ренессанса, которой и сейчас пользуются ученые.
Иоганн Кристоф Гаттерер (1727 - 1799), который возглавил здесь кафедру истории в 1759 году, имел необычайно широкий круг интересов в истории. Что, спрашивал он, является определяющей силой, которая объединяет опыт людей всей планеты? Как выделить исторические вехи на основе всего человеческого опыта?
Рационализм эпохи Просвещения усилил в XVIII веке враждебность интеллектуалов к церкви, религиозных предрассудков, упрямого невежества и ограничениям, налагаемые искусственно на свободу личности и здравый смысл - все они считались характерными чертами тысячелетия, оказываемое падением Рима.
Достижения итальянских историков - гуманистов были отброшены протестантской Реформацией. Самый известный из северных гуманистов, Эразм (1466 - 1536), утверждал, что чистота религии зависит от чистоты духовной литературы, и эта чистота упадок в Европе со смертью классических авторов и раннехристианских отцов церкви.
Раннехристианскую теорию исторической периодизации не возражали до XIV века, когда итальянские гуманисты впервые провели широкий просмотр этой концепции. Недовольные претензиями Германии на то, что она - единственная наследница Рима, и вдохновенные богатством и властью своих собственных государств, итальянские гуманисты азартно взялись за исследования столетий, прошедших со времени падения Рима в их времени.
Подробнее: Изменение христианизованных концепций истории. Гуманизм эпохи Возрождения
Средневековые хроники продемонстрировали хорошее знание их авторами концепций периодизаций, которые были вполне взяты из Священного писания и других религиозных книг.
Книга Даниила описывает порядок мира в четырех общих царствах.
Подробнее: Раннехристианская теория исторической периодизации